Научный студенческий кружок

Научный студенческий кружок

   СНК по Эпидемиологии по праву можно считать ровесником кафедры. Инициатором создания кружка и его первым руководителем была проф. Людмила Яковлевна Кац-Чернохвостова. В работе СНК Людмиле Яковлевне помогала Ольга Леонидовна Ге, врач-лаборант кафедры. Вначале работа кружка проходила в трех секциях: теоретической, лабораторной и экспериментальной. 

Л.Я.Кац-Чернохвостова-основатель СНК 121212.png 


     Я.Кац-Чернохвостова-основатель СНК                         Практическая отработка навыков оспопрививания на занятии кружка 

   Деятельность кружка, прерванная войной, возобновилась в 1944- 1945 учебном году. В 1944 г. во время войны студенты-кружковцы участвовали в проведении противоэпидемических мероприятий по сыпному тифу в Белоруссии.

    Одним из важных разделов работы кружка было участие в экспедициях, организуемых научно-исследовательскими институтами. С 1955 г. кружковцы почти ежегодно работали в составе экспедиций, в том числе в составе противоэпидемического отряда по борьбе с малярией. В разные годы во время экспедиций кружковцы изучали эпидемиологию клещевого энцефалита в Калининской, Кировской, Кемеровской областях, Краснодарском и Алтайском краях, в районе строительства Саяно-Шушенской ГЭС. В Туркмении и Узбекистане в 1960 и 1979 гг. студенты-кружковцы в составе экспедиции изучали кожный лейшманиоз. В разные годы в составе экспедиций студенты имели возможность также изучать эпидемиологию туляремии в Московской области, гельминтозов в Алтайском крае, описторхоза в районе Енисея и Оби, в районе БАМа, Томской области, в Ханты-Мансийском АО, на Украине, эхинококкоза и вилюйского энцефаломиелита в Якутии.

121214.png121215.png 

 

    Выездная работа студентов в составе экспедиций

   После Л. Я. Кац-Чернохвостовой руководить работой кружка стала доц. Н. Ф. Блюмель, а позже ее заменила доцент К. 3. Левтова. В последующем общее руководство кружком осуществлял доцент В. Ю. Суворов. С 1986 г. кружком стала руководить канд. мед. наук. Галина Игоревна Порядина.  Работа проводилась в нескольких направлениях, в их числе реферативные сообщения, эпидемиологические исследования при участии в экспедициях Института паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского (изучение заболеваемости описторхозом населения Чечено-Ингушской Республики; прогнозирование изменения паразитологической ситуации в зоне строительства Средне-Енисейского водохранилища). На базе лабораторий стрептококковых инфекций проводились работы по иммунологическим и эпидемиологическим исследованиям в этой области.

  121216.png 

Доцент Г.И. Порядина с кружковцами

   Многие из сегодняшних деятелей науки и практики, профессора и доценты кафедры эпидемиологии в прошлом также являлись кружковцами. В 1975—1976 гг. старостой кружка был Н. И. Брико, который ныне с радостью вспоминает о тех студенческих годах. Профессор кафедры, заведующая учебной частью, А. Я. Миндлина в 80-е годы также занималась в кружке. Многие преподаватели кафедры, доценты, ассистенты, научные сотрудники также были кружковцами: Т.В. Соколова, Н.В. Торчинский, Р.В. Полибин, Т.С. Салтыкова, В.В. Клушкина и др.

   С 2003 г. СНК руководила доцент кафедры эпидемиологии канд. мед. наук. Наталья Николаевна Цапкова. Благодаря самоотдаче Натальи Николаевны в 2012-2013 году наш кружок стал победителем в конкурсе на лучший студенческий кружок в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова. На заседаниях кружка проходят встречи с известными в области эпидемиологии учеными: академиками РАН В. И. Покровским, В. И. Злобиным, проф. Н.И. Брико, Л. А. Ряписом, М. И. Михайловым, И. В. Михеевой, В. Г. Акимкиным и др. На этих встречах обсуждаются дискуссионные вопросы современной медицины. 

                                                                                   121217.jpg

Доцент Г.И. Порядина с кружковцами

    С 2018 г. руководитель СНК – Заслуженный работник здравоохранения РФ, доктор медицинских наук, профессор Юрий Евгеньевич Вязовиченко. На заседаниях кружка студенты обсуждают доклады на самые современные и актуальные темы по эпидемиологии и профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний: ИППП и ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, внутрибольничные инфекции и проблема утилизации медицинских отходов. В 2020 году представители СНК активно участвовали в мероприятиях по борьбе с COVID-19.

121218.png121219.png 

   

Выступление руководителя кружка Ю.Е. Вязовиченко   Студенты в роли волонтеров при борьбе с пандемией COVID-19

   С 2021 года руководителем СНК по эпидемиологии и доказательной медицине является кандидат медицинских наук Ломоносова Алена Вячеславовна. СНК сегодня – это 30 официально зарегистрированных резидентов и несколько десятков вольных слушателей, которыми являются  студенты 4, 5 и 6 курсов медико-профилактического, лечебного, педиатрического факультетов, а также представители таких специальностей как медицинская биофизика. Студенты кружковцы принимают активное участие в Олимпиадах по эпидемиологии, выступают с докладами на научных конференциях.

121220.jpg121221.jpg

Ломоносова А.В. с кружковцами на заседании в коворкинге ИОЗ                 Участие СНК в "Медицинской весне"

   Разными формами научно-исследовательской работы студентов (НИРС) охвачены кружковцы в зависимости от курса обучения. Для студентов  4 курса формой участия в НИРС может быть выполнение реферативных работ, подготовка тематического обзора литературы, а также участие в Журнальном клубе (ЖК). Целью ЖК является обучение слушателей навыкам критического чтения, включая анализ дизайна исследования, статистические выводы и оценку авторской интерпретации выводов. Во время сессии студентам предлагается активно обсудить тему, изучаемую в статье, при содействии преподавателей, а также для участия могут быть приглашены эксперты в данной области или даже авторы статей. Особое внимание здесь уделяется лингвистике и стилистике научной речи, методологии анализа текста, а также вопросам наукометрии.

   В целом, наши студенты восприняли этот формат положительно, и по результатам онлайн-опросов, проведенных после заседаний через Гугл-формы участники сообщили о повышении уровня знаний и коммуникативных навыков. Участниками ЖК совместно с преподавателями в настоящее время проводятся два мета-анализа, которые в настоящий момент уже зарегистрированы на PROSPERO.

   Студенты 5 курса под руководством преподавателей кафедры эпидемиологии привлекаются к выполнению самостоятельных научных исследований. Итогом их работы является представление полученных результатов в виде докладов, рефератов на кафедрах и выступление на ежегодных итоговых научных студенческих конференциях университета, а также на конференциях других вузов.

   В последние годы очень актуальными работами среди кружковцев стали исследования в области молекулярной эпидемиологии, в связи с этим была создана мастермайнд-группа по молекулярной эпидемиологии, где проводится обмен опытом со специалистами в изучении значения и применение молекулярно-генетические методы в эпидемиологии:

  • Секвенирование NGS, применение в современной молекулярной эпидемиологии.

  • Работа с базами GenBank, базы последовательностей генов 16S рРНК (SILVA, Greengenes  и RDP (Ribosomal Database Project)), Pub-MLST
  • Таксономический анализ, алгоритмы метагеномного анализа Kraken, Kraken 2, поиск нукл. последовательностей BLAST

  • Работа с базами ClinVar, SNPedia, Varsome, Ensembl

В течение 2021-2022 гг.  группа студентов 5-6 курса СНК по эпидемиологии ведет совместные исследования с Компанией Basis Genomic Group по популяционной генетике. Последние достижения Компании Basis Genomic Group в области разработки и применения на практике генетических панелей дают возможность изучать неинфекционные заболевания, их взаимосвязь с однонуклеотидными полиморфизмами на популяционном уровне. По результатам проведенной работы опубликованы 3 публикации, представлены 2 доклада на VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактической медицины и общественного здоровья», а также студенты приняли участие в VII Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов "Наука будущего - наука молодых" 2022.

   Основными целями СНК является дать молодым исследователям к 6 курсу необходимый багаж знаний и сформировать у них навыки и умения в сфере организации научного труда, подготовки и написания статей и последующих квалификационных работ, а также помочь им в оформлении документации, необходимой для получения грантов и охраны интеллектуальной собственности. В настоящее время на первое место выходят принципиально новые компетенции, обуславливающие формирование у студентов способностей к творческому мышлению, постановке нестандартных целей, самостоятельному поиску оптимальных путей решения возникающих в рамках профессиональной деятельности вопросов и задач.

   Согласно стратегии 2030 целью обучения студентов на кружке является выстроить модель образования, где научно-исследовательский процесс охватывает все уровни подготовки. Итогом такой работы является создание стартап-проекта, направленного на создание нового продукта, технологии или услуги (продуктовой инновации). Для этого помимо получения углубленных знаний по эпидемиологии и доказательной медицине студенты осваивают такие дополнительные навыки как:

  • Big Data, консолидация и визуализации данных; машинное обучение, многомерный анализ, дашборды

  • Основы работы с платформами по принципу No-code и Low-code (технологии разработки сайтов, мобильных приложений, блогов, баз данных и других продуктов без погружения в код, например  платформа Adalo

  • Основы програмирования R/Python

  • Обеспечение коммуникации в составе рабочей группы (тимбилдинг), совместная работа в приложениях Airtable, Trello

Ко всему прочему для усовершенствования научно-исследовательсокого процесса в СНК по эпидемиологии и доказательной медицине реализуются различные современные и интерактивные способы обучения:

  • Научный киноклуб (8 заседаний - совместный просмотр сериала «Нулевой пациент» экранизации реальной истории о первой крупной вспышке ВИЧ в СССР, случившейся в конце 80-х в детской больнице Калмыкии, выборочные серии сериала «Доктор Хаус»,  документальные фильмы с дальнейшим анализом и обсуждением)

  • Научный лекторий (16 заседаний с ведущими специалистами из области эпидемиологии и доказательной медицины)

  • Стратегическая кооперативная игра (настольные игры «Пандемия» и «Данные и методы», квиз), в том числе собственная разработка продукта

   Занятия научно-практической работой в студенческом кружке были и остаются не только весомой частью в медицинском образовании, но и важнейшим этапом в развитии студентов и помогут им в дальнейшей трудовой деятельности.