Учебно-методическая работа

Кафедрой проводится большая работа по совершенствованию форм и методов преподавания с учетом современных требований высшей школы, международного опыта преподавания эпидемиологии, а также достижений науки и практики.

С учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и современных требований к преподаванию эпидемиологии в Европе и мире разработаны учебно-методические комплексы по всем дисциплинам, включающие образовательные программы и методическое обеспечение.

За последние пять лет коллективом кафедры подготовлены и изданы

Учебники:

1. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2012. – 1008 с.

2. Эпидемиология: Учебник: В 2 т. / Н.И. Брико, Л.П. Зуева, В.И. Покровский [и др.]. – М.: Медицинское информационное агентство, 2013. – 832 с.: ил.

3. Эпидемиология: учебник / Н.И. Брико, В.И. Покровский. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 368 с.: ил.

Учебные пособия:

1. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учеб. пособие / Под ред. В.И. Покровского, Н.И. Брико. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008. – 400 с.

2. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских заведений по специальности 0601049040300 «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»: учеб. пособие / Г.Г. Онищенко, В.И. Покровский, Н.И. Брико [и др.]. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2009. – 192 с.

3. Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских заведений по специальности 0601049040300) «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»: учеб. пособие / Г.Г. Онищенко, В.И. Покровский, Н.И. Брико [и др.]. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2009. – 144 с.

4. Эпидемиологическая хрестоматия: учеб. пособие / Н.И. Брико, В.И. Покровский, В.П. Сергиев [и др.]. – М.: Медицинское информационное агентство, 2011. – 400 с.

5. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины: учеб. пособие / А.Ю. Бражников, Н.И. Брико, Е.В. Кирьянова [и др.]. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 496 с.

6. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины: руководство к практическим занятиям: учеб. пособие / под ред. В.И. Покровского , Н.И. Брико. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2012. – 496 с.: ил.

7. Сборник тестовых заданий и ситуационных задач по эпидемиологии. Учебное пособие, под редакцией академика РАМН, профессора Н.И. Брико – М.: Медицинское информационное агентство, 2013. – 608 с

8. Руководство по медицинской микробиологии. Книга I. Общая и санитарная микробиология: учебное пособие / под ред. А.С. Лабинской, Е.Г. Волиной. – М.: БИНОМ, 2008. – 1080 с. (без грифа)

9. Эпидемиология и профилактика туберкулеза. Программа дисциплины по выбору (элективный курс) : учеб. пособие / Брико Н.И., Кирьянова Е.В., Миндлина А.Я. [и др.]. – М.: Р. Валент, 2010. – 234 с.

10. Эпидемиология и профилактика туберкулеза. Программа дисциплины по выбору (элективный курс) : учеб. пособие / Брико Н.И., Кирьянова Е.В., Миндлина А.Я. [и др.]. – М.: Р. Валент, 2010. – 613 Мб.

11. Программа элективного курса ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика, лечение и профилактика для иностранных студентов, обучающихся по медицинским специальностям высшего профессионального образования: учеб. пособие / В.В. Зверев, М.Н. Бойченко, Е.В. Волчкова [и др.]. – М.: Р. Валент, 2010. – 38 с.

12. Методические рекомендации для преподавателей. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика, лечение и профилактика для иностранных студентов, обучающихся по медицинским специальностям высшего профессионального образования : учеб. пособие / В.В. Зверев, М.Н. Бойченко, Е.В. Волчкова [и др.]. – М.: Р. Валент, 2010. – 62 с.

13. Сборник тестовых заданий и ситуационных задач по проблеме ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика, лечение и профилактика (элективный курс) для иностранных студентов, обучающихся по медицинским специальностям высшего профессионального образования: учеб. пособие / В.В. Зверев, М.Н. Бойченко, Е.В. Волчкова [и др.]. – М.: Р. Валент, 2010. – 80 с.

14. Лекционный курс «ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика, лечение и профилактика»: учеб. пособие / В.В. Зверев, М.Н. Бойченко, Е.В. Волчкова [и др.]. – М.: Р. Валент, 2010. – 29,4 Мб.

15. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика, лечение и профилактика. Учебное пособие для иностранных студентов, обучающихся по медицинским специальностям высшего профессионального образования: учеб. пособие / В.В. Зверев, М.Н. Бойченко, Е.В. Волчкова [и др.]. – М.: Р. Валент, 2010. – 238 с.

16. Иммунопрофлактика пневмококковых инфекций. Учебно-методическое пособие для врачей различных специальностей, Обучающихся по программам дополнительногго профессионального образования по специальности «Эпидемиология» под редакцией академика РАМН, профессора Н.И. Брико, Москва, 2013.

17. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины: методические рекомендации для преподавателей / Под ред. Академика РАН, профессора Н.И. Брико. – М.: Издательство Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, 2014. – 160 с.

18. Руководство по формированию практических умений по эпидемиологии инфекционых болезней: Учебное пособие / под ред. Акад. Н.И. Брико. – Москва: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. – 680 с.

19. Вакцинопрофилактика: учеб. Пособие с симуляц. Курсом / Н.И. Брико [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 144 с.

На кафедре регулярно пересматриваются оценочные материалы для проведения экзаменов на лечебном и медико-профилактическом факультетах.

Кафедра принимала активное участие в разработке тестовых заданий и ситуационных задач для ИГА и издании сборников для ИГА.

Многие годы кафедра является методическим центром страны по преподаванию эпидемиологии. На ее базе неоднократно организовывались семинары заведующих кафедрами эпидемиологии, на которых обсуждались актуальные проблемы теории эпидемиологии, методика чтения лекций, проведения практических занятий, подготовки научных и педагогических кадров.

Стратегическим направлением совершенствования медицинского образования в настоящее время является усиление практической составляющей. Особое внимание сегодня в условиях отмены интернатуры необходимо уделять формированию практических умений.

При отработке практических умений по клиническим дисциплинам активно используются различные тренажеры, фантомы, муляжы. Созданы центры практической подготовки. В то же время, для отработки практических умений в области эпидемиологии можно использовать тренажеры ограниченно. В связи с этим одним из направлений учебно-методической работы кафедры в настоящее время является создание центров по отработке практических умений в области эпидемиологии. Ведется работа по созданию федерального центра по формированию практических умений в области эпидемиологии.

По используемым технологиям они будут отличаться от центров практической подготовки по клиническим дисциплинам.

Существуют разные формы отработки практических умений в области эпидемиологии:

· Ситуационные задачи

· Деловые игры

· Выполнение индивидуальных самостоятельных работ

· Использование компьютерных технологий, видеофильмов и др.

Центры практической подготовки должны быть центрами коллективного пользования с возможностью дистанционного обучения при использовании компьютерных и интернет-технологий. Модули центров должны соответствовать основным разделам эпидемиологии.

Создание центров включают в себя следующие этапы:

1. Создание и регистрация сайта центра

2. Размещение на сайте информации

3. Использование информации в учебном процессе

4. Постоянное обновление информации и добавление новых разделов

При отработке практических умений предполагается использование следующих технологий:

1. Компьютерные технологии

· Базы данных, содержащие реальные цифры заболеваемости инфекционными и неинфекционными болезнями за период не менее 10 лет

· Базы данных возможных факторов риска

· Программы для проведения ретроспективного и оперативного анализа

2.Размещение на сайте видеофильмов или другой наглядной информации (презентации, фотографии и др.) по отдельным направлениям эпидемиологической деятельности с заданиями оценить ситуацию и высказать предложения в управленческие решения.

3.Размещение на сайте адаптированных к компьютерным технологиям

· ситуационных задач

· сценариев деловых игр

· других учебных материалов

Создание центров коллективного пользования по отработке практических умений в области эпидемиологии будет существенно способствовать повышению эффективности в формировании профессиональных компетенций специалиста.