Eng

1. Медаль на учреждение Императорского Московского университета.JPG

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Первый МГМУ имени И.М. Сеченова) — старейший и крупнейший отечественный медицинский вуз, являющийся правопреемником медицинского факультета Императорского Московского университета (ИМУ), ведет свою историю с 1758 г. Именно в том году начались регулярные занятия со студентами, которые вел профессор химии, фармакологии и минералогии И.Х. Керштенс, магистр свободных наук и философии, доктор медицины, приглашенный графом И.И. Шуваловым из Лейпцигского университета.

Первыми профессорами медицинского факультета были в основном иностранцы, и только в 60-е гг. XVIII в. на факультет приходят молодые русские ученые, выдержавшие экзамен у профессоров ИМУ и признанные «достойными обучать медицине и оную отправлять в практике». Профессора С.Г. Зыбелин, П.Д. Вениаминов, И.И. Вечь, Ф.И. Политковский, Ф.И. Барсук-Моисеев были первопроходцами в области организации преподавания «врачебных наук» в соответствии с порядком, принятым в большинстве европейских университетов.

2. Императорский Московский университет конец XVIII века.jpg

С.Г. Зыбелин, первый русский профессор на медицинском факультете ИМУ, читал лекции по теоретической медицине, включающие физиологию, патологию, семиотику, диететику и общую терапию. Впервые в Московском университете он начал читать лекции по анатомии на русском языке, а не на латинском и немецком.

В 1784 г. С.Г. Зыбелин за чтение лекций на русском языке и разработку анатомической терминологии был избран действительным членом Российской академии наук. Особенно значимым в профессиональной биографии С.Г. Зыбелина является тот факт, что он был в числе первых студентов ИМУ, завершивших свое образование в Лейденском университете и успешно защитивших диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. В годы учебы в Лейдене он освоил методы клинического преподавания, которое впоследствии внедрил на медицинском факультете ИМУ.

3. Ф.А.Гильтебрандт.jpg4.В.М.Рихтер.jpg5. Ю.Х.Лодер.jpg

Славой замечательного врача, выдающегося клинициста и историка медицины пользовался Ф.Г. Политковский, утвержденный в 1785 г. профессором натуральной истории, а в 1788 г. — практической медицины и химии. В 1791 г. он создал при ИМУ естественно-исторический музей, являвшийся, по отзывам современников, лучшим и богатейшим музеем такого типа в мире. В 1796 г. Ф.Г. Политковский произнес актовую речь «Слово о связи истории натуральной с физикой, химией и врачебным искусством», которая способствовала формированию естественно-научных основ отечественной медицины.

Важным нововведением, способствовавшим подготовке отечественных научных и педагогических кадров, было решение Медицинской Коллегии в 1791 г. о праве ИМУ при защите диссертации присваивать ученую степень доктора медицины. В 1792 г. ИМУ получил это право, и уже в 1794 г. Ф.И. Барсук-Моисеевым была защищена первая в России диссертация по медицине.

Во второй половине XVIII в. медицинский факультет ИМУ располагал тремя кафедрами. За это время было подготовлено 36 выпускников, 26 из которых стали докторами медицины, а 17 — профессорами. Какими бы малыми эти цифры ни казались, они свидетельствуют об огромном прогрессе, установлении преемственности профессорско-преподавательских кадров, без которой невозможна успешная работа высшей медицинской школы.

Важной вехой в становлении медицинского образования в России стал «Устав Императорского Московского университета» 1804 г., предусматривавший организацию клинической базы медицинского факультета и предписывавший ее использование для обучения студентов внутренней медицине, хирургии и акушерству. Введение этого устава способствовало улучшению подготовки врачебных кадров. В соответствии с уставом на медицинском факультете было создано шесть самостоятельных кафедр: анатомии, физиологии и судебной врачебной науки; патологии, терапии и клиники; врачебного веществования, фармации и врачебной словесности; хирургии; повивального искусства; скотолечения.

В 1805 г. на медицинском факультете открываются первые клиники, объединенные в Клинический институт. Первыми профессорами, которые стали проводить демонстрации хирургических операций и больных, были Ф.Г. Политковский (терапия), Ф.А. Гильтебрандт (хирургия) и В.М. Рихтер (акушерство).

6 М.Я. Мудров.JPG8. Ф.И. Иноземцев.jpg9. Н.И. Пирогов.jpg

Повивальное искусство и хирургию, а также науку о женских болезнях с 1790 по 1819 г. преподавал известный московский акушер и историк медицины В.М. Рихтер. В 1806 г. он также возглавил Повивальный институт с родильным госпиталем — фактически первое в Москве специализированное акушерское учреждение при ИМУ. Это позволило В.М. Рихтеру вести преподавание акушерства в клинических условиях. Ему принадлежит фундаментальный труд «История медицины в России», сначала изданный на немецком языке, а затем переведенный на русский.

На рубеже XVIII–XIX вв. происходит реформа в области медицинского образования. На первый план выходит новая методика подготовки — клиническое преподавание, которое впоследствии приобретает статус ведущей доктрины и важнейшего инструмента реформирования высшего медицинского образования. Это позволяет обеспечить безболезненное слияние двух ранее самостоятельных этапов подготовки врача (университетского и послеуниверситетского) в один (университетский).

В профессорско-преподавательской среде того времени появилось четкое осознание важности клинического преподавания для подготовки врача. Данное обстоятельство оказало существенное влияние на развитие этой качественно новой формы обучения студентов в первой половине XIX в.

Клиническое преподавание было внедрено в учебный процесс на медицинском факультете сначала Московского, а затем и других российских университетов. Впоследствии возникла идея этапности клинического преподавания, которая позволила создать оригинальную национальную систему клинической подготовки, на многие годы определившую высокий профессиональный уровень выпускников медицинских факультетов российских научных клинических школ.

1233532.jpg

Окончательное внедрение клинического преподавания произошло лишь в конце 20-х гг. XIX в. и было связано прежде всего с именем профессора М.Я. Мудрова, которому принадлежит также огромная заслуга в деле восстановления и расширения медицинского факультета ИМУ после Отечественной войны 1812 г.

Следует отметить роль профессоров, преподавателей и студентов медицинского факультета ИМУ в грозные и славные для нашей Родины дни войны с Наполеоном. Несмотря на катастрофическую нехватку медицинского персонала и недостаточное материальное обеспечение, военные врачи с честью выполнили свой гражданский и профессиональный долг. Многие из них не вернулись с полей сражений.

Многие врачи погибли после войны во время борьбы со вспыхнувшими эпидемиями инфекционных заболеваний. Большой потерей для медицинского факультета ИМУ была смерть молодого талантливого профессора анатомии И.Е. Грузинова, скончавшегося от

сыпного тифа. И.Е. Грузинов принимал участие в Бородинском сражении, оказывал помощь раненым прямо на поле битвы. Его имя упоминал декан факультета, первый русский профессор военной медицины М.Я. Мудров, в своей знаменитой речи «Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача», произнесенной на открытии обновленного медицинского факультета ИМУ в октябре 1813 г.

Инициированная в 40–60-х гг. XIX в. профессорами ИМУ реформа высшего медицинского образования позволила внедрить уникальную систему этапности клинического образования, увеличить срок обучения студентов, организовать самостоятельную кафедру патологической анатомии и патологической физиологии, а также факультетские клиники в бывшем здании Московской медико - хирургической академии на Рождественке и госпитальные клиники на базе Ново-Екатерининской больницы у Петровских ворот.

Таким образом, студенты приобретали первый врачебный опыт под непосредственным руководством практикующих врачей, что, несомненно, влияло на качество медицинского образования.

10. Г.А. Захарьин (1829-1897. Неизвестный художник 1860-егг..JPGСЕЧЕНОВ.jpg12. С.П. Боткин.JPG

Еще одним важным шагом на пути создания новой системы клинической подготовки стало полное освобождение профессоров терапевтической и хирургической клиник от необходимости читать студентам систематические курсы внутренних и хирургических болезней. Это имело два важнейших последствия. Первое и главное — это то, что единственным предметом занятий со студентами в клиниках стал разбор отдельных клинических случаев. Еще одним важным моментом было обеспечение независимости созданной системы собственно клинической подготовки. Систематические курсы становились своеобразным буфером, позволявшим оперативно интегрировать в учебный процесс все новые достижения медицинской науки и практики, не меняя принципиальных основ созданной системы собственно клинической подготовки. Важнейшая задача, которую были призваны решить факультетские клиники, состояла в формировании у студентов представления о больном как о человеке, нуждающемся в помощи, а не носителе той или иной болезни. Последнее, помимо нравственных, имело и чисто профессиональные причины: будущих врачей учили заранее предусматривать возможное негативное влияние так называемого человеческого фактора, а также обучали методам и приемам исполь-зования этого фактора в интересах лечебно- диагностического процесса. Заключительный этап клинической подготовки посвящался занятиям в госпитальных клиниках, где учащиеся должны были в ходе ежедневной самостоятельной работы «с целой группой однородных больных» сформировать «полное и окончательное» представление о большинстве заболеваний, изучить возможные варианты их течения, а главное — приобрести собственный врачебный опыт и познакомиться с условиями реальной больничной практики.

38..JPG17. Н.В. Склифософский.jpg

Последовательное освоение студентами разных этапов клинической подготовки открывало им возможности для постижения основ клинической медицины, что в свою очередь обеспечивало решение главной задачи — обеспечить подготовку и выпуск врачей, способных сразу после окончания университета приступить к практической врачебной деятельности.

Внедрение в учебный процесс на медицинских факультетах разработанной в 40-60-х гг. XIX в. системы клинической подготовки позволило российским университетам, во-первых, избежать кризиса высшего медицинского образования, затронувшего большинство стран Европы того периода; во-вторых, обеспечить выпуск врачей, уровень и качество подготовки которых позволяли решать любые государственные задачи по обеспечению страны квалифицированной медицинской помощью, и, в-третьих, добиться конкурентоспособности российских врачей в Европе.

Вторая половина XIX в. является периодом расцвета клинической медицины в России, выдвинувшим целую плеяду талантливых естествоиспытателей и врачей, имена которых стали хорошо известны не только в России, но и за ее пределами. В тот период на факультете учились, работали, основывали научные школы, готовили врачей такие выдающиеся деятели отечественной медицины, как А.И. Полунин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов, Н.В. Склифосовский, А.Я. Кожевников, С.С. Корсаков, А.И. Бабухин, И.М. Сеченов, Н.Ф. Филатов, В.Ф. Снегирев, Ф.Ф. Эрисман и многие другие.

В 1835 г. в России был вновь обновлен университетский устав, согласно которому в преподавание на медицинском факультете были внесены значительные изменения. Вместо шести, по уставу 1804 г., было учреждено десять кафедр с большим числом добавочных курсов, в соответствии с чем четырехлетний срок обучения студентов был заменен на пятилетний. Ситуация в стране и реформы 60-х гг. XIX в., с одной стороны, развитие научных знаний — с другой, привели к необходимости принятия в 1863 г. нового университетского устава. 

14.А.Я. Кожевников.jpg13. Ф.Ф. Эрисман.jpg14.А.Я. Кожевников.jpg

Он предоставил автономию университетам: все ру-ководство учебной и научной деятельностью передавалось Совету профессоров. Был учрежден институт приват-доцентов. Число кафедр на медицинских факультетах увеличилось до 17. Новыми были кафедры медицинской химии и физики; эмбриологии, гистологии и сравнительной анатомии; фармакологии теоретической и экс-периментальной; узаконены кафедры: терапевтическая факультетская клиника, госпитальная терапевтическая клиника, госпитальная хирургическая клиника, хирургическая факультетская клиника. Физиология отделилась от общей патологии. В Университете в 1863 г. была создана кафедра специальной патологии и терапии, на преподавателей которой возлагалось систематическое клиническое изложение учения о нервных и душевных болезнях и учения о кожных болезнях. В целом вторая половина XIX в. стала периодом расцвета клинической медицины в России, связанного с появлением в ИМУ крупных клинических школ. Одна из них — терапевтическая школа, созданная классиком отечественной медицины Г.А. Захарьиным. С деятельностью Г.А. Захарьина и его клинической школой тесно связано становление новых самостоятельных научно-учебных дисциплин — педиатрии, гинекологии, невропатологии и ряда других. Во второй половине XIX в. они выделились из терапии и акушерства в ходе начавшегося тогда интенсивного процесса дифференциации научного знания.

Еще одной важной вехой в истории развития ИМУ было то, что в 1880-е гг. деканом медицинского факультета был Н.В. Склифосовский — крупнейший хирург того времени. Именно ему принадлежит огромная заслуга в строительстве Клинического городка на Девичьем поле. В 1890-е гг. медицинский факультет получил великолепные здания 13 клиник, гигиенический и патологоанатомические корпуса. По инициативе Н.В. Склифосовского на народные средства был создан замечательный памятник Н.И. Пирогову, открытие которого состоялось 3 (15) августа 1897 г.

534534534534.jpg

18. памятник 1898.jpg21.альбом.jpg

Создание новой клинической базы нашло поддержку не только в правительственных кругах, но и у частных лиц, выделивших значительные средства на строительство и оборудование клиник. На XII Международном съезде врачей (1897) этот комплекс, названный Клиническим городком, получил высокую оценку зарубежных ученых-медиков.

24. Спасокукоцкий.JPG19. клиники 1913.jpg

Первая мировая война внесла коррективы в учебный процесс. При медицинском факультете Московского университета были открыты курсы по уходу за ранеными, начались ускоренные выпуски врачей. На базе клиник факультета работал военный госпиталь, большая группа студентов была мобилизована на борьбу с эпидемиями. Клиники были подготовлены для нужд военного времени. Медицинский факультет проводил большую работу по оказанию помощи больным и раненым солдатам, борьбе с инфекционными заболеваниями. Почти половина преподавательского состава медицинского факультета была призвана в армию, была усилена и ускорена подготовка студентов по военно-полевой хирургии, санитарии, травматологии и рентгенологии. Го-

спитальная терапевтическая клиника была частично превращена в госпиталь, в котором было открыто нефрологическое отделение. При клиниках Московского университета была организована одна из первых в России мастерская по изготовлению термометров.

В клиниках проводилась большая экспериментальная работа по изучению мер борьбы с инфекционными болезнями. Клинические школы, сформировавшиеся в ИМУ в дореволюционные годы, послужили истоком первых крупных советских клинических школ, обеспечив тем самым важнейшую функцию преемственности научного знания.

23.Нагрудный знак зауряд-врача 1914 г..JPG332323232323й.jpg25.Объявление 1 ММИ.jpg

В первые годы Советской власти медицинский факультет 1-го Московского государственного университета (1-го МГУ) стал центром развития профилактического направления в медицине, были созданы новые кафедры и новые клиники. В 1920-е г. не прекращалась и плодотворная научно- исследовательская деятельность. Были опубли-кованы научные работы по наиболее актуальным направлениям медицинских исследований И.В. Давыдовским, М.П. Кончаловским, Г.И. Россолимо, В.И. Молчановым и другими профессорами и преподавателями медицинского факультета 1-го МГУ.

В 1930 г. была проведена реорганизация подготовки врачебных кадров. Медицинский факультет был выведен из состава МГУ и преобразован в самостоятельный вуз, который получил название «1-й Московский медицинский инсти-тут» (1-й ММИ).

В 1940 г. за выдающиеся заслуги в области развития медицинской науки и подготовки высококвалифицированных медицинских кадров 1-й ММИ был награжден орденом Ленина и получил название «1-й Московский ордена Ленина медицинский институт» (1-й МОЛМИ).

Начавшаяся Великая Отечественная война кардинально изменила систему высшего образования, в том числе и в медицинских вузах. Руководство Наркомздрава пыталось контролировать ситуацию. Так, 5 августа 1941 г. вышел приказ наркомата о том, чтобы «при наличии возможности провести в ряде институтов максимально увеличенный прием студентов на 1-й курс». Фактически отменялись экзамены, и студентов зачисляли на основе собеседования.

В годы Великой Отечественной войны преподаватели, студенты и выпускники вуза сыграли существенную роль в оказании медицинской помощи и лечении раненых на фронте и в тылу. Многие сотрудники 1-го института ушли добровольцами на фронт.

КЕРЕКРЕК45455445.jpg27. Лекция проф.М.П. Кончаловского 1940 г..jpg

В июне 1941 г. более половины сотрудников 1-го МОЛМИ по мобилизации были срочно призваны в действующую армию. Одним из первых в Главное военно-медицинское управление пришел академик Н.Н. Бурденко — профессор факультетской хирургической клиники, который вскоре был назначен главным хирургом Красной Армии. Всего в первые дни войны на фронт ушли 6 профессоров, 14 доцентов, 66 ассистентов, 62 ординатора, 4 аспиранта, 47 медицинских сестер и более 500 студентов. В этот период хирургами частей и соединений были назначены Е.С. Шахбазьян, профессор И.С. Жоров, профессор В.А. Иванов, Д.А. Мартынов, Н.А. Баяндин, Е.П. Евтихиева; терапевтами — Ф.Р. Бородулин, З.А. Бондарь, В.И. Иванов-Незнамов, В.Г. Попов и др.; эпидемиологами работали И.Н. Попов, М.В. Ананьин и др., а многие студенты стали младшим медицинским персоналом. Часть студентов 1-го и 2-го курсов собрали в Военной академии имени И.М. Фрунзе и поставили задачу выехать в район Вязьма-Смоленск строить оборонительные рубежи.

Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны было принято решение сформировать из жителей Москвы и Московской области 16 дивизий ополченцев. Медицинская служба 5-й Фрунзенской дивизии народного ополчения была укомплектована сотрудниками 1-го МОЛМИ.

В первые месяцы войны на базе клиник 1-го МОЛМИ были развернуты госпитали. В них не только оказывалась помощь больным и раненым, но и велась научно-исследовательская работа, тематика которой диктовалась условиями военного времени. Ученые-медики исследовали новые методы лечения ран, проводили клинические испытания пенициллина, изучали проблему патогенеза и лечения дистрофии, раз-рабатывали вопросы военно-полевой хирургии. Велась планомерная санитарно-эпидемиологическая работа.

С 20 по 27 октября 1941 г. из столицы были эвакуированы все медицинские институты, последним — 1-й МОЛМИ. 27 октября 1941 г. нарком подписал соответствующий приказ, в котором отмечалось: «1-й Московский ордена Ленина медицинский институт перевести со всем наличным профессорско-преподавательским составом в г. Уфу и развернуть на базе Башкирского мединститута. Считать учебные функции 1-го МОЛМИ с сего числа прерванными».

29.jpg30.Подготовка палат к приему раненых в 1МОЛМИ 1941 г.jpg

С момента эвакуации сотрудники 1-го МОЛМИ, среди которых были заслуженные деятели науки, профессора М.С. Малиновский, А.Г. Лихачев, А.Г. Гукасян, Б.Б. Коган, Е.И. Кватер, Э.Е. Штайншнайдер и другие, стали работать и в эвакогоспиталях г. Уфы. Так, в эвакогоспитале № 1741, развернутом на базе Центральной клинической больницы № 1 Уфы, работали основные клинические кафедры 1-го МОЛМИ. При этом эвакогоспитале было организовано консультационное бюро по оказанию врачебной помощи всем эвакогоспиталям, размещенным в республике. Здесь впервые в лечебной практике, помимо антиретикулярной цитотоксической сыворотки академика А.А. Богомольца, был применен метод регенерации бывшей в употреблении ваты. Госпиталь имел 7 профилей, его личный состав насчитывал более 300 человек.

Коллектив 1-го МОЛМИ до окончания эвакуации приложил немало усилий по оказанию систематической помощи преподавательскому составу Башкирского государственного медицинского института и органам здравоохранения Башкирии в области санитарных и противоэпидемических мероприятий, улучшения работы эвакогоспиталей и усовершенствования работы по подготовке врачебных кадров.

Однако некоторые сотрудники 1-го МОЛМИ остались в Москве. С начала наступления немцев на Москву раненые стали поступать в клиники 1-го МОЛМИ и другие лечебные учреждения столицы. Война требовала воспитания новых медицинских кадров. Особое внимание уделялось подготовке хирургов, которых не хватало больше всего. В записке заместителя наркома здравоохранения отмечалось, что все эвакогоспитали полностью укомплектованы врачами разных специальностей (терапевтами, педиатрами, ве-нерологами и др.). Хирургов не хватало, в ряде эвакогоспиталей их вообще не было. Вначале проблему пытались решать на местах, в эвакуации. Так, например, в декабре 1941 г. решением Наркомздрава из Москвы в Казань был переведен центральный методический кабинет по медицинскому образованию. Однако уже в середине декабря 1941 г., очевидно после успешной Московской битвы, было решено возобновить работу медицинских вузов. Приказом Наркомздрава № 659 от 17 декабря 1941 г. в Москве на базе существовавших московских медицинских вузов был создан объединенный медицинский институт, исполняющим обязанности директора которого был назначен известный патологоанатом профессор И.В. Давыдовский.

32. Н.А. Семашко.jpg28. Н.Н. Бурденко и И.Г. Руфанов.jpg

В начале 1942 г. директором был назначен В.В. Парин, который уже в мае 1942 г. стал заместителем наркома здравоохранения, оставшись при этом профессором и фактическим куратором института. В том же месяце был утвержден и августовский прием студентов во все медицинские вузы страны. Так, Московскому медицинскому планировалось выделить 850 мест, из них — 350 для лечебного факультета, 200 — для фармакологического, 150 — для санитарно-гигиенического и 150 — для стоматологического. Всего по РСФСР было утверждено 10 тыс. мест, а по СССР — 16 тыс. мест. Приказом от 8 июня 1942 г. в общесоюзных вузах возобновлялась деятельность аспирантуры. Приказом Наркомздрава от 31 июля 1942 г. в качестве заведующих

кафедрами медицинского института были утверждены: Н.А. Семашко (кафедра организации здравоохранения), М.С. Малиновский (первая кафедра акушерства и гинекологии), И.Г. Лукомский (кафедра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии), Г.Ф. Ланг (кафедра пропедевтики внутренних болезней), А.Н. Бакулев (кафедра общей и военно-полевой хирургии) и др.

Деятельность 1-го МОЛМИ в годы Великой Отечественной войны представляет собой беспрецедентный пример в истории: институт практически непрерывно функционировал, обеспечивая лечение раненых, подготовку врачей для фронта и при-нимая участие в формировании научных и образовательных центров в местах эвакуации основного состава сотрудников.

Самоотверженный труд медицинских работников на фронте и в тылу не был забыт. Среди студентов и сотрудников 1-го МОЛМИ орденами и медалями были награждены более 600 человек. Всего за время Великой Отечественной войны высокое звание Героя Советского Союза присуждено 47 медикам. Жизнь четырех из них связана с 1-м МОЛМИ. Это Герои Советского Союза Н.В. Троян, С.А. Богомолов, Е.В. Клумов и И.Д. Фионов.

35. В.Н. Виноградов.jpg36. А.Л. Мясников. Главный терапевт Военно-Морского Флота. 1940-е гг.jpg

Во второй половине 1940-х гг. и в 1950–1960-е гг. ведущие терапевтические клиники и кафедры института одновременно возглавляли академик Академии медицинских наук (АМН) В.Х. Василенко (пропедевтика, 1948–1987) и выпускники Московского университета академики АМН В.Н. Виноградов (факультетская клиника, 1943– 1964), А.Л. Мясников (кафедра госпитальной терапии, 1948–1965) и Е.М. Тареев (кафедра об-щей и госпитальной терапии и профболезней, 1951–1986). Этим определялась ведущая роль 1-го МОЛМИ в области внутренних болезней.

На хирургических кафедрах в то время успешно изучали проблемы общей хирургии (раневой процесс, сепсис, кишечная непроходимость, желудочно-кишечные кровотечения, хирургическая инфекция), хирургии легких, военно-полевой хирургии и травматического токсикоза, теории и практики различных видов общего обезболивания.

Одновременно с реформированием учебного процесса происходило расширение 1-го МОЛМИ за счет организации новых факультетов. Так, в 1958 г. на базе присоединившегося к 1-му МОЛМИ Московского фармацевтического института был создан фармацевтический факультет, а в 1959 г. начал работу вечерний факультет, ко-торый впоследствии был преобразован во 2-й лечебный.

В 1955 г. 1-му МОЛМИ было присвоено имя Ивана Михайловича Сеченова, выдающегося русского физиолога, деятельность которого была неразрывно связана с медицинским факультетом ИМУ: успешно закончив его в 1856 г., И.М. Сеченов в 1891 г. возглавил кафедру физиологии. Его плодотворная научно-исследовательская и препо-давательская деятельность оказала огромное влияние на развитие не только физиологии, но и медицины в целом.

31.. Кованов В.В..jpg33.. Н.В. Троян 1943 г.jpg34. Василенко В.Х..jpg

С 1960-х гг. особая роль принадлежала кафедре госпитальной хирургии, которую с 1956 г. возглавлял ученик П.А. Герцена академик Академии наук (АН) и АМН СССР Б.В. Петровский. На базе 1-го МОЛМИ он организовал Научно- исследовательский институт клинической и экспериментальной хирургии (1963). Позднее на его основе был создан Всесоюзный научный центр хирургии АМН СССР, ставший на долгие годы флагманом отечественной науки. 19 июля 2005 г. распоряжением Правительства Москвы Государственному учреждению «Российский научный центр хирургии Российской академии медицинских наук» было присвоено имя его создателя — академика Б.В. Петровского.

В ХХ в. 1-й ММИ неизменно сохранял позиции лидирующего отечественного медицинского вуза. Постоянно расширялась клиническая база института. Клиники считались одними из лучших лечебных центров страны, в которых ежегодно квалифицированную медицинскую помощь получали десятки тысяч пациентов.

В стенах вуза продолжалось формирование крупных клинических и теоретических научных школ. С 30-х до 80-х гг. ХХ в. сложились известные клинические школы: М.П. Кончаловского, Е.М. Тареева, В.Н. Виноградова, В.Х. Василенко — в терапии; А.Л. Мясникова — в кардиологии; Н.Н. Бурденко, Б.В. Петровского, В.В. Кованова, М.И. Кузина — в хирургии; Е.К. Сеппа — в невропатологии; М.С. Малиновского — в акушерстве и гинекологии; Р.М. Фронштейна — в урологии; В.П. Одинцова — в офтальмологии. Все эти профессора, имена которых стали известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, обеспечивали преемственность лучших традиций отечественной медицины.

В 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

39.Петровский4.jpg40.награды 1 ММИ.jpg

В 1989 г. на основании всестороннего анализа научного и учебно-методического потенциала международной ассоциацией ЮНЕСКО был составлен рейтинг медицинских школ мира. В этом рейтинге 1-й МОЛМИ занял второе место, уступив лишь медицинскому факультету Сорбонского университета.

В 1990 г. 1-й МОЛМИ был преобразован в Московскую медицинскую академию имени И.М. Сеченова (ММА).

Несмотря на экономический и политический кризис начала 90-х гг. XX в., ММА удалось не только сохранить, но и укрепить имевшийся в ее распоряжении кадровый потенциал, оставаясь ведущим медицинским вузом страны. Профессорами и препо-давателями ММА была проделана огромная работа по разработке и внедрению новых государственных стандартов высшего медицинского и послевузовского образования. Начали успешно функционировать шесть новых факультетов. Было достроено и введено в эксплуатацию новое здание Научно - исследовательского центра, созданы три новых научно-исследовательских института грудной хирургии, молекулярной медицины, общественного здоровья и управления здравоохранением.

В 2008 г. на торжественной церемонии профессионального конкурса России в номинации

«Высшая школа» ММА имени И.М. Сеченова была удостоена главной награды — премии «Платиновая унция».

20 июля 2010 г. ММА имени И.М. Сеченова был присвоен статус университета с переименованием в Первый МГМУ имени И.М. Сеченова.

Традиции медицинского образования, заложенные на медицинском факультете ИМУ, сохраняются в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова, где, основываясь на достижениях современных информационных технологий и новых стандартах образования XXI в., готовят высококвалифицированных специалистов.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

hist.jpg

Музей истории медицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова был открыт в де-кабре 1990 г. Первоначально он занимал второй этаж здания, построенного по проекту архитектора К.М. Быковского на территории Клинического городка для Общей клинической амбулатории имени В.А. Алексеевой. Известная благотворительница Вар-вара Алексеевна Алексеева пожертвовала огромную сумму в 70 000 рублей на строительство современного лечебного учреждения, где располагались не только кабинеты врачей и лекционная аудитория, но и водолечебница, электрокардиографический кабинет, лаборатория и музей. Торжественное открытие нового здания состоялось в 1896 г., когда Варвары Алексеевны уже не было в живых. В память об этой замечательной женщине амбулатории было присвоено ее имя.

В 2004 г. здание было полностью передано музею. В настоящее время это музейный комплекс, включающий центральный музей, два филиала, здание выставочных залов. Он является структурным подразделением университета и участвует в образовательном процессе. В его задачи входит проведение собирательской, научно-фондовой, экспозиционно-выставочной и экскурсионно-методической работы в целях сохранения и популяризации историко-культурного и научного наследия в области истории отечественной медицины. Ежегодно музей проводит около 300 экскурсий, принимая свыше 5000 посетителей, среди которых студенты и аспиранты нашего университета, других вузов и колледжей, школьники, все интересующиеся историей медицины.

hist1.jpghist2.jpg

hist3.jpghist4.jpg


Сегодня собрание музея насчитывает около 80 000 единиц хранения. Это сохранившиеся в единственном экземпляре памятники мировой и отечественной науки и культуры, книги, автографы, письма и рукописи корифеев отечественной медицины, а также уникальная коллекция (свыше 2000) инструментов конца XVIII–XX вв., относящихся к различным областям медицины.

В экспозиции «История отечественной медицины с 1755 по 1940-е годы» находится портретная галерея выдающихся деятелей отечественной медицины, чьи имена были связаны с историей нашего вуза. Это М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, И.М. Сеченов и др. Здесь же можно увидеть раритеты музейного собрания: набор инструментов конструкции Н.И. Пирогова, голову древнеегипетской мумии, газоанализатор, созданный И.М. Сеченовым.

Историю учреждения и становления медицинского образования в России представляют первые учебные пособия, уникальные медицинские инструменты, приборы, макро- и микропрепараты XVIII–XX вв. Музейные экспонаты знакомят с деятельностью выдающихся представителей отечественной медицины, таких как Ф.И. Иноземцев, Г.А. Захарьин, Н.Ф. Филатов, Н.А. Семашко и др. В музее воссоздан мемориальный кабинет профессора В.Д. Шервинского, терапевта, патологоанатома, основателя отечественной эндокринологии.

hist5.jpg

Экспозиция «Воины в белых халатах. История медицины в годы Великой Отечественной войны» была открыта к 70-летию Великой Победы. Интерактивные элементы способствуют погружению в атмосферу военного времени. На мультитач- столе представлена карта СССР и Европы 1941 г. Нажимая на точки на карте, посетители смогут узнать историю вузов периода войны, выпускники которых становились военными врачами. Мы знаем, что благодаря медикам было возвращено в строй более 72% раненых солдат. Контрастом к этим точкам являются черные отметины – нацист-ские концлагеря, где фашистские преступники, которых трудно назвать врачами, проводили опыты на людях, не беспокоясь о дальнейшей судьбе «человеческого материала».

Инсталляция в палатке демонстрирует типичную картину проведения операции вблизи от линии фронта. В похожих условиях в 1942 г. военврачом А.М. Раздьяконовым была проведена уникальная операция по извлечению из тела бойца неразорвавшейся мины. Сейчас обезвреженная мина представлена в экспозиции.

Одна из интерактивных витрин посвящена подвигу Н.В. Троян. Золотой звездой Героя Советского Союза она была награждена за участие в операции по ликвидации гитлеровского наместника в Белоруссии Вильгельма Кубе. После войны Н.В. Троян была проректором нашего вуза. В музее можно увидеть экспозицию «Мемориальный кабинет Героя Советского Союза Н.В. Троян».

hist6.jpghist7.jpg

hist8.jpghist9.jpg


В музейный комплекс входит музей Клиники нервных болезней имени А.Я. Кожевникова. Экспозиция дает представление о совершенствовании методов исследования и лечения неврологических заболеваний, о деятельности А.Я. Кожевникова, Г.И. Россолимо, Е.К. Сеппа и других выдающихся отечественных неврологов.

В здании Физиологического института в течение нескольких лет проводил свои исследования И.М. Сеченов. Теперь экспозиция «Мемориальный кабинет И.М. Сеченова» является частью музейного комплекса. В нем экспонируются прижизненные издания научных трудов выдающегося физиолога, а также многочисленные приборы, которыми он пользовался в ходе своих лабораторных опытов: абсорбциометр, гигрометр, термометры и др. Благодаря сохранившимся личным вещам, среди которых письменный стол, этажерка, фонограф, удалось воссоздать интерьер кабинета ученого.

Выставочные залы музейного комплекса располагаются в деревянном историческом здании. Оно было построено в конце XIX в., когда создавался Клинический городок. Предположительно в нем размещалась квартира декана медицинского фа-культета. Здесь проходят выставки, посвященные знаменитым российским медикам и значительным событиям в области медицины. К 180-летию со дня рождения Н.В. Склифосовского в 2016 г. была открыта выставка «Склифосовский. Радеть за благо России!».