Школа мастерства "Оперативная хирургия"

Программа работы школы мастерства «Оперативная Хирургия» на базе кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова(Сеченовский университет).


I.                   Общие положения.

1.      Школа мастерства «Оперативной хирургия»дает возможность студентам не только получить новые мануальные навыки, но и определиться с будущим направлением их деятельности хирургической направленности.

2.      Успешное обучение в школе мастерства«Оперативная Хирургия» – результат совместной работы преподавательского состава кафедры и инициативных студентов Школы мастерства.

3.      Посещение школы мастерства «Оперативная Хирургия» не является фактором, влияющим на получение зачёта или сдачу экзамена.

4.      Цель Школы мастерства «Оперативной хирургия» – поиск и изучение и разработка новых направлений, в топографической (клинической)   анатомии и оперативной хирургии.

 

II.                Правила поступления в школу мастерства«Оперативная Хирургия»

1.      Процесс поступления в школу мастерства«Оперативная Хирургия» состоит из  собеседования с одним из членов профессорско-преподавательского состава кафедры. Цель этого этапа – выявить студентов с необходимыми личностными качествами: эрудированность, логическое мышление, решительность, настойчивость, готовность работать в команде.

III.             Основные направления работы школы мастерства«Оперативная Хирургия»

1.      Роль и место топографической (клинической) анатомии в современной медицине

2.      Преподавание оперативной хирургии и топографической (клинической анатомии) в зарубежных университетах.

3.      Изучение и перевод иностранных научных статей по клинической анатомии и оперативной хирургии.

4.      Обучение мануальным навыкам хирургического профиля и методике препарирования

5.      Знакомство с новыми хирургическими технологиями в условиях университета и ведущих клиник Москвы.

 

IV.             Форма проведения заседаний

1.      Семинарские занятия, на которых осуществляется взаимодействие студентов преподавателя кафедры

2.      Докладов студентов Школы мастерства«Оперативная Хирургия»

3.      Мастер-классы ведущих хирургов разного профиля.

4.      Отработка практических навыков на базе кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, ЦНПО

5.      Совместные заседания с СНК и Школами мастерства других кафедр

. V. По результатам прохождения Программы обучающийся должен

Знать:

-   основные понятия топографической анатомии;        

- принцип послойного строения областей и уметь использовать знания при оперативных вмешательствах;

- общие положения строения фасциально-клетчаточных структур,  топографии кровеносных сосудов, строения и путей оттока лимфы;

- топографию фасций и клетчаточных пространств, принципы вскрытия и дренирования гнойных полостей, возможные пути затёков гноя;

- топографию слабых мест стенок живота и топографо-анатомическое обоснование образования грыж; на основании этих знаний представлять методы диагностики и способы лечения грыж;

- топографию внутренних органов (голотопия, скелетотопия, синтопия) и топографо-анатомическое обоснование выбора методов обследования и диагностики, доступов к органам и принципы оперативных вмешательств;

- топографию сосудисто-нервных образований и использование этих знаний при доступах к магистральным сосудам и нервным стволам. Знать основные источники коллатерального кровообращения в различных областях человеческого тела с целью прогнозирования последствий тромбоза или перевязки магистральных сосудов на различных уровнях и методы устранения их последствий;

- зоны чувствительной и двигательной иннервации, элементы топической диагностики заболеваний периферических нервов;

- основные понятия оперативной хирургии и принципы выбора и проведения этапов хирургических операций; 

- знать принципы и основные этапы выполнения операций:

            - первичная хирургическая обработка ран;

            - шейная вагосимпатическая блокада по А. А. Вишневскому;

            - тазовая блокада по Школьникову-Селиванову;

            - трахеотомия;

            - трахеостомия;

            - вскрытие абсцесса молочной железы;

            - пункция подключичной вены, плевральной полости, перикарда, брюшной полости,             мочевого пузыря;

            - ушивание проникающей раны грудной стенки (открытого пневмоторакса);

            - вскрытие и дренирование плевральной и брюшной полостей;

            - операции по поводу паховых, бедренных и пупочных грыж, грыж белой линии             живота, послеоперационных грыж;

            - ревизия органов брюшной полости при проникающих ранениях живота;

            - ушивание раны кишки;

            - резекция петли тонкой и толстой кишок;

            - резекция желудка по Бильрот-1, Бильрот-2 в модификации Гофмейстера-Финстерера;

            - аппендэктомия;

            - холецистэктомия;

            - спленэктомия;

            - нефрэктомия;

            - формирование свища: желудка, тонкой кишки (подвесная энтеростомия),             сигмовидной и слепой кишок, желчного и мочевого пузыря;

            - формирование двуствольного противоестественного заднего прохода;

            - ампутация конечностей: плеча, предплечья, бедра, голени

 

- знать принципы выполнения сложных хирургических вмешательств:

            - костно-пластическая и резекционная трепанация черепа;

            - субтотальная субфасциальная резекция щитовидной железы;

            -  радикальная мастэктомия;

            -  ушивание раны печени, анатомическая и атипическая резекция печени;

            -   хирургическое лечение ишемической болезни сердца, открытого артериального             протока, коарктации аорты;

            - пластические и реконструктивные операции на артериальных сосудах;

            - хирургические операции по поводу варикозного расширения вен;

            - микрохирургические операции;

            - эндоваскулярные операции;

            - эндоскопические операции.

Уметь:

- использовать знания по топографической анатомии для понимания патогенеза патологических процессов, их локализацию, распространение и проявления в виде симптомов и синдромов, обоснования диагноза, выбора и проведения лечения и профилактики заболеваний;

- использовать внешние ориентиры для определения границ областей человеческого тела, для построения проекций внутренних органов и сосудисто-нервных пучков, при проведении различных лечебных манипуляций и оперативных доступов к органам, для диагностики заболеваний;

- выполнять на биомоделях (анатомический материал и на лабораторных животных) основные элементы оперативной техники, используя хирургические инструменты общего назначения и шовный материал;

- называть инструменты, их части, предназначение и использовать при хирургических вмешательствах инструменты следующих групп:

            - для рассечения тканей;

            - вспомогательные;

            - для временной остановки кровотечения;

            - для соединения мягких тканей.

- рассекать мягкие ткани (кожу, подкожную клетчатку, фасцию, мышцы, апоневрозы);

- производить временную и окончательную остановку кровотечения в ране;

- вязать хирургические узлы (простой, морской и двойной хирургический);

- соединять мягкие ткани с помощью швов;

- ушивать рану тонкой кишки;  

- пунктировать суставы (плечевой и коленный);

- выполнять первичную хирургическую обработку ран на анатомической биомодели;

- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой.

Владеть навыками:

- основными элементами оперативной техники, необходимыми для оказания экстренной хирургической помощи, используя хирургические инструменты общего назначения:

- рассекать мягкие ткани;

-  вязать хирургические узлы;

- проводить временную и окончательную остановку кровотечения в ране;

- соединять мягкие ткани с помощью швов;

- выполнять первичную хирургическую обработку раны

- останавливать кровотечение, включая временное протезирование магистральных артерий;

- выполнять трахеотомию;

- производить пункцию плевральной полости;

- герметизировать грудную клетку при проникающих ранениях;

- ушивать раны кишки;

- вскрывать и дренировать гнойные очаги в различных областях тела

- владеть техникой пункции крупных суставов: тазобедренного, коленного, плечевого, локтевого.

VI. Формируемые компетенции

В результате обучения на школе мастерства «Оперативная хирургия» у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:

ПК-1

способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

ПК-3

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК-4

способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок

 

ПК-5

способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

 

ПК-7

способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными

 

ПК-9

способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК-16

способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;

ПК-17

способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;

ПК-19

способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

ПК-20

способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов;

ПК-21

способность и готовность осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации;

ПК-31

способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования

ПК-32

способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.


Руководителем Школы мастерства "Оперативная хирургия" является к.м.н., доцент Нелипа М.В.