К курьерской доставке продуктов, бытовых товаров и многого другого мы уже привыкли. Дошла очередь и до рецептурных лекарств. С 1 марта в России стартовал пилотный эксперимент по их онлайн-продаже.
Наш эксперт – доцент кафедры фармакологии Сеченовского университета, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), кандидат фармацевтических наук Нелли Игнатьева.
Елена Нечаенко, aif.ru: Нелли Валентиновна, как долго продлится пилотный проект по дистанционной продаже лекарств? Какова его география? Все ли рецептурные лекарства в него войдут?
– Налаживание механизмов работы информационных систем, осуществляющих выписку электронного рецепта, обработку заказа и доставку лекарства на дом. Эта система должна быть надёжна, понятна и хорошо контролируема (прозрачна). Кроме того, важно добиться слаженного взаимодействия между всеми звеньями цепи – врачами, аптеками, пациентами.
Сам принцип не нов, поскольку доставка безрецептурных препаратов, внедрённая в 2020 г., уже успешно работает. Нынешний эксперимент должен показать плюсы и выявить риски онлайн-заказа препаратов, отпускаемых исключительно по рецептам. По результатам будет принято решение о возможности их дальнейшей дистанционной продажи на территории всей страны.
– Почему онлайн-продажу обычных лекарств ввели сразу, а рецептурка потребовала пилотного проекта?
– В доставке рецептурных лекарств много технически непростых опций. Врач должен выписать электронный рецепт, ввести его в информационную систему, затем подтвердить выписку при формировании заказа фармацевтом в аптеке. Далее следуют отпуск и доставка лекарства из аптеки курьером на дом пациенту, а после этого требуется ещё осуществить погашение рецепта. Попробуем отработать весь этот процесс за 3 года, в течение которых будет длиться эксперимент.
– Участвовать в проекте будут все аптеки регионов?
– Нет, участие в эксперименте добровольное как для аптек, так и для медицинских организаций. В любой момент можно как присоединиться к проекту, так и выйти из него. Но если медицинская организация, где обслуживается пациент, решила не участвовать, больной не сможет получить услугу.
– Как технически всё будет осуществляться? Кто отвечает за то, чтобы лекарство было доставлено в надлежащем виде, с сохранными свойствами?
– Врач медицинской организации выписывает пациенту лекарственный препарат, вносит его в информационную систему, к которой должны подключиться все участники проекта (при этом может сохраняться и бумажный рецептурный бланк). Только на основании выписанного электронного рецепта пациент сможет заказать препарат в аптеках, также подключённых к проекту. Аптека осуществляет доставку лекарства и отвечает за качество препарата, обеспечивая курьера специальным оборудованием для его транспортировки. Курьерами могут быть как штатные сотрудники аптеки, так и представители служб, работающих с аптекой по договору. При доставке лекарства курьер оформляет документы, сам факт продажи при этом должен отразиться в информационной системе.
– Информационная система единая или в разных субъектах они разные?
– Системы могут отличаться, но по завершении эксперимента будут подведены итоги и сделан выбор. Разумеется, если сама услуга окажется востребованной и эффективной.
– Какие возможны риски?
– Как показал опыт дистанционной продажи безрецептурных препаратов, пока этот процесс оставляет желать лучшего. С начала 2020 г. Роскомнадзор заблокировал и удалил более 45 тыс. интернет-страниц с информацией о незаконной продаже лекарств. Деятельность подавляющего большинства таких страниц (44,2 тыс.) пресекли по обращению Росздравнадзора: 6,5 тыс. – в 2020 г., 12 тыс. – в 2021-м. Но будем надеяться, проблемы со временем удастся решить.
Автор: Елена Нечаенко