Eng
ПутиArray
(
    [0] => univers
    [1] => structure
    [2] => institute
    [3] => fppov
    [4] => podrazdeleniya-fppov
    [5] => kafedry-fppov
    [6] => fppov-nerv
    [7] => shkola-masterstva-mezhdistsiplinarnaya-nevrologiya
)

ПРОГРАММА ШКОЛЫ МАСТЕРСТВА

2019-2020 учебного года


«Междисциплинарная неврология»

(далее – Программа)

1. Цель программы

Обучение студентов для формирования структуры клинического мышления и приобретения базовых навыков по работе с пациентами с неврологическими заболеваниями, а также углубленная подготовка специалистов, владеющих необходимыми знаниями, умениями и компетенциями в области неврологии для диагностики и лечения пациентов с различными неврологическими и соматическими заболеваниями (междисциплинарная неврология).

Во время обучения планируется осветить ряд проблем и вопросов, находящихся на стыке неврологии и других специальностей: нейрогастроэнтерология, нейропсихиатрия, нейроиммунология, отоневрология, нейроофтальмология, нейростоматология и пр.


2. Круг участников школы мастерства

Специалитет – 31.05.01 Лечебное дело – 5, 6 курс 


3. По результатам прохождения Программы обучающийся должен

Знать:

  • основы анатомии и физиологии нервной системы;

  • функциональные (ЭЭГ, ЭНМГ, вызванные потенциалы) и специальные методы (рентгенологические, радиологические, ультразвуковые и другие) методы исследования в неврологии;

  • клиническую симптоматику и патогенез основных заболеваний нервной системы; их профилактику и лечение

  • клиническую симптоматику пограничных состояний в неврологии;

  • неврологические проявления соматических заболеваний.


Уметь:

  • формулировать предварительный синдромальный и топический диагноз, знать принципы построения клинического диагноза;

  • составлять план лабораторного и инструментального обследования пациентов с неврологической патологией.


Владеть навыками:

  • сбор анамнеза у пациентов с неврологическими расстройствами;

  • проведения стандартного неврологического осмотра;

  • проведения комплекса специальных тестов для дифференциальной диагностики органического и функционального парезов (тест Хувера, тест кивательной мышцы и др.);

  • проведения отоневрологического осмотра и выполнения комплекса специфических вестибулярных тестов (Дикс-Холлпайка, Хальмаги и пр.) для диагностики и лечения заболеваний периферического отдела вестибулярного анализатора.


4. Формируемые компетенции

В результате обучения по Программе у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции: 

ПК-1 – готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;

ПК-2 – способность к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра;

ПК-3 – способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами;

ПК-4 – готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины;


5. Регламент участия обучающихся в Программе


5.1. Регулярность учебных занятий

1 раз в неделю, по 3 академических часа.


5.2. Содержание занятий по темам, виды занятий, трудоемкость учебной работы


Тематический план занятий: осенний семестр


Тема занятия

Форма занятия

Часы

1

Введение в программу. Неврология XXI века. Современное развитие медицинской науки и неврологии в частности: узкая специализация и междисциплинарный подход.

Лекция

2

2

История болезни и стандартный неврологический осмотр. Построение гипотез и дифференциальная диагностика.

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3

3

Сбор анамнеза и осмотр пациента с неврологическим заболеванием.

Лекция

2



Практическое занятие

1



Самоподготовка

3

4

Case report. Совместный разбор и обсуждение клинического случая. Правила написания медицинской статьи.

Лекция

2



Мастер-класс

1



Самоподготовка

3

5

Превентивные технологии и ранняя диагностика нейродегенеративных заболеваний

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3

6

Психосоциальные факторы и болезнь

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3

7

Функциональные расстройства в общей медицинской практике

Лекция

2



Мастер-класс

1



Самоподготовка

3

8

Современная теория неврозов. Роль и место психотерапии в диагностике и лечении пациентов с невротическими расстройствами

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3

9

Промежуточный контроль


2

10

Ботулинотерапия в неврологической практике

Лекция

2



Мастер-класс

1



Самоподготовка

3

11

Психофармакотерапия в неврологии


Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3

12

Терапевтический потенциал моноклональных антител в неврологии.


Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3

13

Нейрогастроэнтерология: комплексный подход к ведению пациентов с функциональными расстройствами желудочно-кишечного тракта


Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3

14

Современное представление о патогенезе болевых синдромах различных локализаций. Междисциплинарный подход в лечении боли.


Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3

15

Итоговый контроль


3


Итого за осенний семестр

79


из них самостоятельной работы

33




Тематический план занятий: весенний семестр


Тема занятия

Форма занятия

Часы


Нервно-мышечные заболевания


Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3


Полиневропатии


Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3


Отоневрология. Центральные и периферические вестибулопатии

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3


Нейроофтальмология. 

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3


Проблема боли в общей медицинской практике.

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3


Промежуточный контроль


2


Эпилептические и неэпилептические припадки. Знаем ли мы, почему приступы начинаются и почему прекращаются?

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3


Расстройства движений. Введение. Гиперкинезы.

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3


Синдром паркинсонизма. Персонифицированный подход к терапии болезни Паркинсона

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

2


Нейродегенеративные расстройства

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3


Введение в нейростоматологию. Бруксизм

Лекция

2



Семинар

1



Самоподготовка

3


Итоговый контроль


3


Итого за весенний семестр

64


из них самостоятельной работы

32


Общее количество часов за 2 семестра: 144



5.3. Описание дополнительной интегративной и образовательной деятельности обучающихся в школе мастерства

Участие в написании медицинских статей в высокорейтинговые научные журналы, индексируемые в системе Scopus, совместно с сотрудниками кафедры нервных болезней ИПО.

Привлечение высокомотивированных студентов к активной клинической работе совместно с сотрудниками кафедры с последующим продолжением работы в ординатуре/аспирантуре (в перспективе) - обеспечение кадрового резерва Сеченовского Университета.

Участие в тематических конференциях (по результатам индивидуальной работы с сотрудниками кафедры).

Возможность организации индивидуальных занятий в виде приема тематических пациентов совместно с сотрудником кафедры, курирующим данное направление НИР.


6. Промежуточный контроль. Вид и формат проведения.

Промежуточный контроль проводится 1 раз в учебный семестр в виде собеседования по контрольным вопросам.

Формат проведения – фиксация ответов на контрольные вопросы в течение 20 минут на бумажном носителе и изложение ответов устно.


7. Итоговый контроль. Вид и формат проведения.

Итоговый контроль проводится 1 раз в учебный семестр в виде собеседования по билетам и демонстрации практических навыков.

Формат проведения – фиксация ответов на контрольные вопросы на бумажном носителе и изложение решения устно; демонстрация практических навыков.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы

  1. Неврология / Марко Мументалер, Хейнрих Маттле; пер. с нем.; под общ. ред. О.С. Левина. – 3-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2011.

  2. Неврологический осмотр: доступно и просто / Г. Фуллер / Пер. с англ.; Под ред. И.А. Щукина. – М.: Логосфера, 2018

  3. В.Л.Голубев, А.М.Вейн «Неврологические синдромы», руководство для врачей, изд.4 переработанное и дополненное, Изд-во «МЕДпресс-информ»,М.,2012

  4. Под ред. проф. Голубева В.Л. проф.А.М.Вейна «Неврология для врачей общей практики », Изд-во   «МЕДпресс-информ »,М.,2017

  5. Под ред. Проф. В.Л.Голубева «Болевые синдромы в неврологической практике»,изд.З, переработанное и дополненное, Изд-во « МЕДпресс-информ»,М.,2009

  6. А.М.Вейн, Т.Г.Вознесенская,В.Л.Голубев,Г.М.Дюкова « Депрессия в неврологической практике », изд.З, Изд-во МИА, М.,2007

  7. А.М.Вейн, Г.М.Дюкова, О.В.Воробьева, А.Б.Данилов «Панические атаки», руководство для врачей Изд-во «Эйдос Медиа»,М.,2004

  8. А.М.Вейн «Семь лекций на Россолимо», изд-во «Нейро Медиа», М.,2004


9. Материально-техническое обеспечение Программы

Учебная комната, проектор, персональный компьютер (ноутбук). 


Приложение 1 – Фонды оценочных средств и критерии оценивания для проведения конкурсного отбора обучающихся в школу мастерства;

Приложение 2 – Фонды оценочных средств и критерии оценивания для проведения промежуточной аттестации;

Приложение 3 – Фонды оценочных средств и критерии оценивания для проведения   итоговой аттестации.


Программа школы мастерства «Междисциплинарная неврология» разработана кафедрой нервных болезней Института профессионального образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.


Разработчик:


зав. уч. частью, ассистент     __________________     Макаров С.А.

   должность подпись     Фамилия И.О

Принята на заседании кафедры нервных болезней ИПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова от «___» ________________ 201_ г., протокол № ___.


Заведующий кафедрой нервных болезней ИПО     /__________________/ Данилов Ал.Б.

подпись     Фамилия И.О

Приложение 1

к Программе школы мастерства 2019-2020 учебного года

«Междисциплинарная неврология»

от «___» ______________ 201_ г.




Фонды оценочных средств и критерии оценивания

для проведения конкурсного отбора

обучающихся по Программе



  1. Демонстрационные варианты оценочных средств 


Ситуационная задача №1

Мужчина 58 лет госпитализирован с жалобами на слабость в ногах и руках; похудение мышц кисти, плеча, бедер, икр; периодические трудности при глотании и периодическую осиплость голос; эпизоды болезненных спазмов мышц бедра.

Анамнез заболевания: Впервые отметил слабость в ногах около 10 лет назад при подъеме по лестнице. Обращался за помощью в поликлинику по месту жительства, но диагноз установлен не был, лечения не получал. Течение заболевания медленно прогрессирующее. В течение последних 10 лет отмечает усиление слабости, похудение мышц кистей и плеч, бедер и икр. Обратился в стационар в связи с нарастанием мышечной слабости, затрудняющей трудовую деятельность, для установления диагноза и подбора адекватного лечения.

Анамнез жизни: В детстве рос и развивался нормально, без особенностей. Перенесенные заболевания - детские инфекции. Семейный анамнез отягощен: отец страдал подобными расстройствами – мышечная слабость, атрофии мышц конечностей; умер от инфаркта в 76 лет.

Соматический статус: общее состояние относительно удовлетворительное, тяжесть состояния обусловлена мышечной слабостью мышц верхних и нижних конечностей. Пациент гиперстенического телосложения. Выраженная геникомастия. В легких дыхание везикулярное, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца ясные, шумов нет. ЧСС=72 в минуту. АД=130/80 мм рт ст. Живот при пальпации мягкий, безболезненный во всех отделах. Перкуссия по косто-вертебральным углам безболезненна.

Неврологический статус: Сознание ясное, ориентирован в месте, времени и собственной личности. Менингеальных знаков нет. Нарушений вкуса, обоняния и слуха нет. Объем движений глазных яблок в полном объеме. Фотореакции живые. Зрачки симметричные. При выполнении мимических проб отмечается асимметрия лица за счет сглаженности левой носогубной складки. Нистагма нет. Сила в m.sternocleidomastoideus 5 баллов, m. trapezius – 5 баллов. Язык по средней линии, наблюдаются выраженные фасцикуляции в правой половине языка, четырехглавых мышцах бедра. Сухожильные рефлексы вызываются, симметричные. Патологических рефлексов нет. Объем пассивных движений не изменен. Сила мышц в верхних конечностях – проксимально 5 баллов, дистально 4 балла; сила в нижних конечностях – m. iliopsoas 5 баллов, m. quadriceps femori 3,5 балла, m. gastrocnemius 3,5, разгибатели стоп 4 балла. Нарушений чувствительности нет. Координаторные пробы выполняет удовлетворительно.

  1. Перечислите основные синдромы у данного пациента.

  2. Установите топический диагноз (уровень поражения).

  3. Какие диагностические мероприятия необходимо провести пациенту? Какие изменения Вы ожидаете увидеть?

  4. Укажите круг диагностического поиска (дифференциальный диагноз).

  5. Лечение.


Ситуационная задача №2.

Мужчина 45 лет поступил в неврологический стационар с жалобами на боли жгучего характера 7-8 баллов по ВАШ (базовый уровень 2-3 балла) с явлениями аллодинии, локализованные в межлопаточной области, в проекции угла правой лопатки, правой подмышечной области, на передней поверхности живота справа в районе дерматомов D9-10, снижение температурной чувствительности в тех же областях, покалывания в ногах. Физическая нагрузка, глубокое дыхание не влияют на болевые ощущения. Слабость, утомляемость в проксимальных мышцах ног, тяжесть при вставании со стула, нарушение походки, ее замедление, ощущение подергивания в четырехглавой мышце бедра справа, боли в области ягодицы слева, иррадиирующие по задней поверхности бедра. В утренние часы отмечает неприятные ощущения в проксимальном отделе ног, регрессирующие при ходьбе.

Анамнез заболевания: Болен сахарным диабетом в течение 5-6 лет, когда было впервые выявлено повышение уровня глюкозы до 12 ммоль/л, назначена гипогликемическая терапия (сиафор). На фоне проводимой терапии пациент не контролировал уровень гликемии и в прошлом году при рутинном обследовании была выявлена гипергликемия 20 ммоль/л, в связи с чем пациент получал короткий курс лечения инсулином. В октябре прошлого года на фоне резкого снижения уровня глюкозы у пациента появились острые жгучие боли в дистальном отделе ног, которые на фоне терапии лирикой, тиоктацидом, витаминами гр. В, анальгетиками и НПВП регрессировали, однако сохранялись сенсорные расстройства в виде парестезий и онемения, которые выявляются и в настоящее время. Жгучие боли в проекции передней брюшной стенки и между лопаток появились 6 месяцев назад, проводилось лечение у невролога (лечебные блокады с анестетиком – без эффекта). 3 месяца назад на фоне лечения тиоктацидом и мильгаммой боли значительно уменьшились, однако 2 месяца назад вновь возобновились и стали высокой интенсивности, также появилась слабость, утомляемость в мышцах ног, изменение походки. Месяц назад отметил появление боли в левой ягодице с иррадиацией по задней поверхности бедра, которые на фоне лечения ТЦА, миорелаксантами, сосудистыми препаратами, липоевой кислоты значительно уменьшились. В настоящее время уровень гликемии 4,9-5,8 ммоль/л (в настоящее время получает лечение - сиафор, новонорм, янувия)

Анамнез жизни: хронический холецистит, ремиссия. Опухоль прямой кишки 5 лет назад. С 18 лет – тотальная алопеция (неустановленного генеза), непереносимость местных анестетиков (лидокаин, новокаин? – в виде крапивницы).

Вредные привычки  (употребление алкоголя, употребление наркотических средств) – отрицает. Курит в течение 25 лет по 1 пачке сигарет в день.

Семейный анамнез: Женат. Имеет двоих детей. Дети здоровы.

Наследственный анамнез: мать (умерла в возрасте 67лет от осложнений сахарного диабета – гангрена, сепсис), отец умер в возрасте 54 лет (от заболевания легких); бабка по материнской линии страдала сахарным диабетом.  

В соматическом статусе: гиперстенического телосложения, повышенного питания. Температура тела 36,50С. Кожные покровы бледные чистые, тургор кожи сохранен. Стрии в подмышечной области с двух сторон. Обращает на себя внимание тотальная алопеция. Периферические лимфоузлы не увеличены. АД: 130/80 мм.рт.ст. ЧСС= 76 в 1 минуту. Тоны сердца ясные, ритмичные. Дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧДД – 16 в 1 минуту. Вспомогательные мышцы в акте дыхания не участвуют. Живот округлой формы, симметричный, мягкий, безболезненный при пальпации. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон.

Неврологический статус: сознание ясное. Менингеальных знаков нет. Запахи различает. Поля зрения ориентировочно не ограничены. Глазодвигательных нарушений нет. Фотореакция и конвергенция сохранены. Чувствительность на лице не изменена. Точки Вале безболезненны. Лицо симметричное. Мимические пробы выполняет удовлетворительно. Слух сохранен. Нистагма нет. Глотание и фонация не нарушены. Мягкое небо симметрично с 2-х сторон. Глоточные рефлексы вызываются. Язык по средней линии. Рефлексы орального автоматизма нет. Гипотрофия m. quadriceps femoris dexter, приводящих мышц справа. Мышечная сила в руках – сохранена, в ногах снижена в проксимальных отделах (m. quadriceps femoris dexter, mm. glutei, mm. adductories femori dextri – 3-3,5 балла). Гипотония в проксимальных отделах ног. Сухожильные рефлексы с рук живые, D=S, в ногах коленный и ахиллов рефлексы не вызываются. Патологические рефлексов нет. Координаторные пробы выполняет удовлетворительно, без мимопопаднаний. При проведении пробы Ромберга неустойчив. Отмечаются зоны гипалгезии и температурной гипестезии в межлопаточной области, в проекции угла правой лопатки, правой подмышечной области, на передней поверхности живота справа в районе дерматомов D9-10 (с явлениями аллодинии). Дистальная гипалгезия на стопах. Глубокая чувствительность не изменена. Снижение вибрационной чувствительности до 6 баллов с уровня лодыжек и первого пальца стопы. Парестезии в дистальных отделах ног. Тазовые функции контролирует.

  1. Перечислите основные синдромы у данного пациента.

  2. Установите топический диагноз (уровень поражения).

  3. Какие диагностические мероприятия необходимо провести пациенту? Какие изменения Вы ожидаете увидеть?

  4. Укажите круг диагностического поиска (дифференциальный диагноз).

  5. Лечение.


Ситуационная задача №3

Женщина 18 лет поступила в неврологический стационар с жалобами на отсутствие движений в правой стопе, нарушение походки, онемение задней поверхности правого бедра, латеральной и задней поверхности голени, болезненность при дотрагивании к кожным покровам задней поверхности правой голени и стопы, отсутствие чувствительности в правой стопе, периодически возникающие спонтанные ломящие боли в правой стопе.

Анамнез заболевания: Заболела остро 5 дней назад, когда после употребления алкогольных напитков (~2 л пива) на своем дне рождении в результате патологического сна продолжительностью около 3-4 часов при пробуждении отметила онемение всего тела; головокружение, тошноту и многократную рвоту, а также ноющую боль в правой ноге. При попытке встать с кровати упала из-за выраженной слабости и чувствительных расстройств в правой ноге. Была вызвана бригада СМП – сделана в/м инъекция кеторола, пациентка приняла 1 таблетку феназепама. На фоне приема данных препаратов отметила кратковременный положительный эффект в виде уменьшения выраженности боли, слабость в правой ноге сохранялась. С 22 сентября получала уколы НПВС. Консультирована неврологом - амбулаторно были назначены мовалис, мильгамма, лирика - без особого эффекта. В связи с выраженным болевым синдромом в правой ноге, нарушением походки за счет слабости в правой стопе, ограничивающую социальную и трудовую адаптацию, пациентка была госпитализирована в неврологический стационар.

Анамнез жизни: без особенностей. Перенесенные заболевания – детские инфекции, пиелонефрит (10 лет назад). Операций – не было. Трудовой анамнез – учащаяся колледжа. Нуждается в ученической справке. Гинекологический анамнез: менструации с 13 лет. Регулярные, безболезненные. Б-0, Р-0, А-0.

Вредные привычки: курит в течение 2х лет по 10 сигарет в день, периодически употребляет алкогольные напитки, употребление наркотических веществ – отрицает.

Семейный анамнез: не отягощен.

Соматический статус: общее состояние средней степени тяжести. Тяжесть состояния обусловлена двигательными нарушениями и болевым синдромом в правой ноге. Астенического телосложения, умеренного питания. Кожные покровы чистые, нормальной окраски, отмечается изменение цвета кожных покровов области тыльной поверхности правой стопы и пальцев – багрово-сиюшный цвет.  Сухость кожных покровов и похолодание правой стопы. Аускультативно в легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные. Шумов нет. Край печени не выступает из-под реберной дуги. При пальпации живот мягкий, безболезненный во всех отделах. Симптом Пастернацкого отрицательный. Тазовые функции не нарушены.

Неврологический статус: Сознание ясное. Ориентирована в месте, времени и собственной личности. Контакта. Эмоциональная реакция адекватна ситуации. Менингеальных знаков нет. Черепно-мозговые нервы интактны. Рефлексы орального автоматизма (за исключением хоботкового) отрицательные. Сила в руках и левой ноге достаточная, в мышцах задней группы бедра – 4 балла, в сгибателях и разгибателях правой стопы – 0 баллов. Рефлексы с рук – вызываются, симметричные. Коленные рефлексы оживлены, симметричные; ахиллов рефлекс слева вызывается, справа – отсутствует. Патологических рефлексов нет. Координаторных нарушений нет. Выявляется гипестезия задней поверхности правой ноги с явлениями аллодинии с уровня нижней трети правого бедра, анестезия области правой стопы. Отсутствие мышечно-суставного чувства в правой стопе. Нарушений функций тазовых органов нет.

  1. Перечислите основные синдромы у данного пациента.

  2. Установите топический диагноз (уровень поражения).

  3. Какие диагностические мероприятия необходимо провести пациенту? Какие изменения Вы ожидаете увидеть?

  4. Укажите круг диагностического поиска (дифференциальный диагноз).

  5. Лечение.


Ситуационная задача №4

Мужчина 76 лет поступил в неврологический стационар с жалобами на изменение походки, замедленность движений, неустойчивость при ходьбе, изменение тембра голоса (голос стал тихим), изменение почерка (микрография), ухудшение памяти, отмечает склонность к запорам, головокружение при переходе в вертикальное положение.

Анамнез заболевания: со слов пациента, время появления данных жалоб не помнит, но отмечает их усиление в последние 2 года. За медицинской помощью не обращался. В связи с нарушением трудоспособности, для верификации диагноза и подбора адекватной терапии пациент госпитализирован в неврологический стационар.

Анамнез жизни: не отягощен. Хронические соматические заболевания отрицает. Операций, травм не было. Наследственный анамнез не отягощен.

Вредные привычки (алкоголь, курение) отрицает.

Трудовой анамнез – работает. Профессиональных вредностей не отмечает.

Соматический статус: нормостенического телосложения, умеренного питания. Язык влажный, покрыт белым налетом. Кожные покровы бледно-розовой окраски, сухие. Экзантемы нет. Лимфоузлы не увеличины. Аускультативно в легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, шумы не выслушиваются. ЧСС 60 в мин. АД 110/75 мм рт ст. При пальпации живот мягкий, безболезненный во всех отделах. Край печени не выступает из-под реберной дуги. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон. Дизурии нет.

Неврологический статус: сознание ясное. На вопросы отвечает правильно, эмоциональная реакция адекватна ситуации. Гипомимия лица.  Дисфония. Менингеальных знаков нет. Запахи различает. Поля зрения ориентировочно не ограничены. Глазодвигательных нарушений нет. Фотореакция и конвергенция сохранены. Чувствительность на лице не изменена. Точки Вале безболезненны. Легкая сглаженность носогубной складки справа. Мимические пробы выполняет удовлетворительно. Слух сохранен. Нистагма нет. Глотание и фонация не нарушены. Мягкое небо симметрично с 2-х сторон. Глоточные рефлексы вызываются. Язык по средней линии. Рефлексы орального автоматизма – положительный хоботковый рефлекс и рефлекс Маринеску-Радовичи. Мышечная сила в руках и ногах сохранена, гипотрофий и фасцикуляций нет. Мышечный тонус изменен по пластическому типу, больше слева. Сухожильные рефлексы с рук и ног живые, D=S. Ахилловы рефлексы отсутствуют. Патологические рефлексов нет. Пальценосовую и пяточно-коленную пробу выполняет удовлетворительно. При проведении пробы Ромберга пошатывается. При проведении динамических проб выявляется гипокинезия, дисметрия. Дисдиадохокинез (S>D). Элементы камптокармии, ахейрокинез. Парадоксальная кинезия (при ходьбе вперед спиной). Нарушения поверхностной и глубокой чувствительности нет. Тазовые функции контролирует. 


  1. Перечислите основные синдромы у данного пациента.

  2. Установите топический диагноз (уровень поражения).

  3. Какие диагностические мероприятия необходимо провести пациенту? Какие изменения Вы ожидаете увидеть?

  4. Укажите круг диагностического поиска (дифференциальный диагноз).

  5. Лечение.


Ситуационная задача №5

Мужчина 75 лет предъявляет жалобы на насильственные движения в правых конечностях, в правом плечевом поясе, в туловище по типу вставания, повороты правой кисти по типу скручивания.

Анамнез заболевания:10-15 дней назад отметил непроизвольные подергивания правой рукой и ногой. Сам пациент связывает это с избыточной физической нагрузкой, во время которой заметил напряжение мышц и насильственные движения правой руки; одновременно с движениями руки появились подергивания правой ноги. Артериальное давление не измерял. Обратился к врачу по месту жительства – рекомендована госпитализация для исключения ОНМК. Страдает артериальной гипертензией (максимальные цифры АД 160/90 мм рт. ст). Систематически гипотензивную терапию не получает. Пациент госпитализирован в неврологический стационар в связи с выраженным правосторонним хореическим гиперкинезом, дезадптирующим пациента в быту, для проведения диагностических мероприятий, уточнения диагноза и определения тактики лечения.

Анамнез жизни: 

В 65 лет проведена операция по поводу заболевания желудка – тотальная гастрэктомия. Заместительной терапии витамином В12 не получал. 

В 70 лет при проведении МРТ, был эпизод с потерей сознания. После приступы кратковременной потери сознания повторялись (всего 4 приступа). Обследовался у эпилептолога, данных за эпилептический генез пароксизмальных состояний получено не было, антиконвульсанты не назначались. Пациент отмечает все эпизоды на «голодный желудок».

Аллергологический анамнез (в том числе на лекарственные препараты) не отягощён. Туберкулез отр. Кожно-венерических заболеваний не было. Вирусный гепатит отр. Заболевание желудка (Cr?) в 65 лет – тотальная гастрэктомия. Диагноз сахарного диабета ранее не устанавливался. Не курит. Регулярное употребление алкоголя отрицает. Не работает, пенсионер. 

Соматический статус: Общее состояние средней степени тяжести. Тяжесть состояния обусловлена насильственными движениями, мешающие нормальной работе и социальной адаптации. В сознании. Ориентирование во времени, месте и собственной личности правильное. На вопросы дает полные ответы. Критика сохранена. 

Кожные покровы бледно-розовые, отмечается экзантема в подмышечных областях и в области ключиц. Астенический тип телосложения. Лимфатические узлы не пальпируются. Дыхание проводится во все отделы легких. Основной дыхательный шум - жесткое дыхание. Хрипов нет. Одышки нет. Тоны сердца ясные. Ритм аускультативно правильный. ЧСС=76 в минуту. Пульс 76 в минуту. Артериальное давление 120/80 мм.рт.ст. Язык влажный. Живот принимает участие в дыхании, не вздут, мягкий, безболезненный при пальпации В эпигастральной области рубец после гастреэктомии~30см. Перитонеальные симптомы отрицательные. Область почек визуально не изменена. Поколачивание по костовертебральным углам безболезненно.  

Неврологический статус: Хореический гиперкинез в правых конечностях. Менингеальных знаков нет. Зрачки D=S. Фотореакции живые. Глазодвигательных расстройств нет. Лицо без видимой асимметрии. Язык по средней линии. Чувствительных расстройств на лице по сегментарному типу и периферическим ветвям тройничного нерва нет. Сухожильные и периостальные рефлексы с рук снижены. Сухожильные и периостальные рефлексы с ног снижены, без четкой разницы сторон. Патологических пирамидных рефлексов нет. Парезов нет. Мышечный тонус снижен. Болевая чувствительность не изменена. Грубое нарушение вибрационной чувствительности в нижних конечностях (отсутствие вибрационной чувствительности до уровня подвздошных гребней включительно, 6 баллов – на реберной дуге. Вибрационная чувствительность в кистях 6 баллов. Мышечно-суставное чувство не изменено. Нарушение температурной чувствительности в стопах и голенях. При выполнении пробы Ромберга пошатывается, ПНП и ПКП выполняет правильно, без мимопопаданий с легким интенционным тремором с обеих сторон. Функции тазовых органов не нарушены. 

  1. Перечислите основные синдромы у данного пациента.

  2. Установите топический диагноз (уровень поражения).

  3. Какие диагностические мероприятия необходимо провести пациенту? Какие изменения Вы ожидаете увидеть?

  4. Укажите круг диагностического поиска (дифференциальный диагноз).

  5. Лечение.


2. Критерии оценивания

Оценивание участников конкурсного отбора происходит по 5-балльной шкале. Учитывается уровень демонстрации профильных знаний при решении ситуационной задачи и производится оценка уровня медицинского мышления у обучающихся по следующим характеристикам:

  • грамотность изложения решения ситуационной задачи;

  • правильность использования профильной терминологии;

  • уверенность при изложении материала.

Оценка «5» – обучающийся продемонстрировал при ответе глубокие знания, умения и владения по сути вопросов и заданий контрольного мероприятия при условии самостоятельного, последовательного, корректного и грамотного изложения учебного материала;

Оценка «4» – обучающийся продемонстрировал при ответе знания, умения и владения по сути вопросов и заданий контрольного мероприятия, допустив отдельные неточности и несущественные ошибки, скорректировав их в процессе диалога;

Оценка «3» – обучающийся продемонстрировал при ответе знания, умения и владения по сути вопросов и заданий контрольного мероприятия, допустив неточности и отдельные существенные ошибки, в основном скорректировав их в процессе диалога.

Ответ обучающегося, не соответствующий критериям удовлетворительных результатов освоения обучающимся образовательной программы (части образовательной программы), оценивается как «2».


При прочих равных условиях преимущественное право при поступлении имеют следующие группы студентов: владеющие иностранным языком; активно участвующие в студенческом научном кружке по неврологии; имеющие научные публикации в журналах, индексируемых системами Scopus и Web of Science


Приложение 2

к Программе школы мастерства 2019-2020 учебного года

«Междисциплинарная неврология»

от «___» ______________ 201_ г.



Фонды оценочных средств и критерии оценивания

для проведения промежуточной аттестации


1. Демонстрационные варианты оценочных средств 

Контрольные вопросы по теме «Синдром паркинсонизма. Персонифицированный подход к терапии болезни Паркинсона»

  • Каковы современные требования к диагностике сосудистого паркинсонизма?

  • Каковы основные причины ошибок при диагностике болезни Паркинсона?

  • Алгоритм дифференциального диагноза болезни Паркинсона и «паркинсонизма плюс».

  • Генетика болезни Паркинсона

  • Перечислите основные группы лекарственных средств, используемых для лечения болезни Паркинсона с учётом принципов доказательной медицины.

  • Способы нелекарственной терапии болезни Паркинсона


Контрольные вопросы по теме: «Функционально-неврологические расстройства»

  • Какие заболевания относят к соматоневрологическим и какие к психосоматическим? 

  • Какие методы исследования помогают в диагностике психосоматических заболеваний?   

  • Какие методы исследования личности, эмоционального состояния и стрессогенных факторов используются в диагностике психосоматических заболеваний?

  • Какие заболевания относят к собственно соматоневрологическим? 

  • Какие существуют лекарственные и нелекарственные   методы терапии психосоматических заболеваний.


Контрольные вопросы по теме: «Эпилепсия»

  • Прокомментируйте новые дефиниции эпилепсии согласно рекомендациям международной противоэпилептической лиги.

  • Перечислите основные лабораторные диагностические процедуры.

  • Какие трудности вы испытываете при диагностике эпилептического припадка?

  • Назовите необходимый стандарт обследования пациента после первого эпилептического припадка у взрослого индивидуума.

  • Прокомментируйте нормальные и патологические паттерны ЭЭГ.


Контрольные вопросы по теме: «Нервно-мышечные заболевания»

  • Назовите общие клинические признаки болезней периферического мотонейрона.

  • Какие параклинические методы исследования наиболее информативны в диагностике нервно-мышечных заболеваний

  • Перечислите основные виды миопатий.

  • Какие клинические и фармакологические тесты используются для диагностики миастении?

  • Назовите диагностические критерии и критерии исключения БАС?

  • Какие лекарственные средства наиболее часто используются для терапии полимиозита?

  • Назовите наиболее часто встречающиеся в клинической практике формы наследственных миопатий.


Контрольные вопросы по теме: «Нейроинфекции»

  • Каковы современные требования к диагностике НИ?

  • Каковы основные причины ошибок при диагностике НИ?

  • Дифференциальный диагноз различных форм НИ. 

  • Алгоритм дифференциального диагноза различных форм НИ.

  • Этиология нейроинфекционных заболеваний.


2. Критерии оценивания

Оценка «5» – обучающийся продемонстрировал при ответе глубокие знания, умения и владения по сути вопросов и заданий контрольного мероприятия при условии самостоятельного, последовательного, корректного и грамотного изложения учебного материала;

Оценка «4» – обучающийся продемонстрировал при ответе знания, умения и владения по сути вопросов и заданий контрольного мероприятия, допустив отдельные неточности и несущественные ошибки, скорректировав их в процессе диалога;

Оценка «3» – обучающийся продемонстрировал при ответе знания, умения и владения по сути вопросов и заданий контрольного мероприятия, допустив неточности и отдельные существенные ошибки, в основном скорректировав их в процессе диалога.

Ответ обучающегося, не соответствующий критериям удовлетворительных результатов освоения обучающимся образовательной программы (части образовательной программы), оценивается как «2».

Приложение 3

к Программе школы мастерства 2019-2020 учебного года

«Междисциплинарная неврология»

от «___» ______________ 201_ г.



Фонды оценочных средств и критерии оценивания

для проведения итоговой аттестации


  1. Демонстрационные варианты оценочных средств 

Билет №1

1. Острая головная боль. Дифференциальная диагностика, тактика ведения.

2. Вестибулярные пробы: Дикс-Холлпайка, тест Хальмаги (тест поворота головы).


Билет №2

1. Нейрогенный мочевой пузырь. Клиника, топическая диагностика, лечение.

2. Исследование менигеального синдрома. Методика. Диагностическая значимость.


Билет №3

1. Рассеянный склероз: патогенез, клиника, дифференциальная диагностика, лечение.

2. Оценка координации ног – коленно-пяточная проба Методика. Диагностическая значимость.


Билет №4

1. Невралгия тройничного нерва. Клиника, дифференциальная диагностика и лечение.

2. Оценка равновесия в покое (проба Ромберга). Методика. Диагностическая значимость


Билет №5

1. Дифференциальная диагностика болей в спине.

2. Оценка ортостатической пробы. Методика. Диагностическая значимость. 


2. Критерии оценивания

Оценка «5» – обучающийся продемонстрировал при ответе глубокие знания, умения и владения по сути вопросов и заданий контрольного мероприятия при условии самостоятельного, последовательного, корректного и грамотного изложения учебного материала;

Оценка «4» – обучающийся продемонстрировал при ответе знания, умения и владения по сути вопросов и заданий контрольного мероприятия, допустив отдельные неточности и несущественные ошибки, скорректировав их в процессе диалога;

Оценка «3» – обучающийся продемонстрировал при ответе знания, умения и владения по сути вопросов и заданий контрольного мероприятия, допустив неточности и отдельные существенные ошибки, в основном скорректировав их в процессе диалога.

Ответ обучающегося, не соответствующий критериям удовлетворительных результатов освоения обучающимся образовательной программы (части образовательной программы), оценивается как «2».