Встреча с профессором: как мыслить «здраво и светло»
22 ноября 2019
Встреча с профессором: как мыслить «здраво и светло»

Как формировалась научная психология в России, как мыслить «здраво и светло» и почему Сеченовский университет вошел в историю психологии, рассказала студентам заведующая кафедрой медицинской психологии и педагогики, руководитель отделения клинической психологии, доктор психологических наук профессор Надежда Творогова

Как формировалась научная психология в России

Истоком, отправной точкой развития психологии, как науки о психически регулируемом поведении и влиянии на него эмоций, стали научные труды Ивана Сеченова: «Рефлексы головного мозга», «Психологические этюды», «Кому и как разрабатывать психологию?». Выдающимися физиологами и психологами были Иван Павлов, родоначальник поведенческой психологии и психотерапии и Петр Анохин, создатель теории функциональных систем. Международное признание получили труды Льва Выготского, Сергея Рубинштейна, Александра Лурии, Артура Петровского, Алексея Леонтьева, Блюмы Зейгарник. В 1966 году в МГУ им. М.В. Ломоносова был открыт факультет психологии. Инициаторы создания факультета, основоположники научной школы нейро- и патопсихологии – Алексей Леонтьев, Александр Лурия и Блюма Зейганик.

Как Сеченовский Университет вошел в историю психологии

Сеченовский университет имеет давние традиции изучения психики человека. Первая психологическая лаборатория на медицинском факультете Московского университета (теперь это Сеченовский университет) появилась в 1895 году по инициативе главного врача психиатрической клиники Сергея Корсакова. Заведующим лабораторией был назначен последователь Ивана Сеченова Ардалион Токарский. В университете он преподавал экспериментальную психологию и психотерапию, исследовал возможности применения гипноза в медицине. При участии Токарского был открыт санаторий для нервнобольных и переутомленных, начались исследования в области психогигиены.

Сеченовский университет стал первым медицинским вузом, где была открыта кафедра медицинской психологии. В 1973 – 1993 годах кафедрой заведовал Юрий Орлов, создатель теории и практики саногенного – оздоравливающего – мышления, инициатор научных исследований по теории эксперимента и математической статистике в психологии.

Первый в России энциклопедический словарь для психологов, врачей, медицинских сестер, педагогов и социальных работников – «Клиническая психология» (2007 и 2016 годы), создан на кафедре медицинской психологии и педагогики Сеченовского университета. Мы упомянули о нескольких событиях, которые стали частью истории отечественной психологии, на самом деле их гораздо больше.

Как выбрать команду для успешной работы

При выборе места работы, команды в которой предстоит работать, важно понять, соответствуют ли твои нравственные ценности, предпочтения, корпоративной культуре и ценностям этой организации. Если хочешь помогать людям, не надо идти туда, где только деньги считают, где все измеряется деньгами. Когда поведение, востребованное сообществом, в котором ты находишься, противоречит твоим личным убеждениям, системе твоих ценностей, это вызывает стресс, когнитивный диссонанс.

Как «вырастить» здоровье: поможет ли в этом психология

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние не только физического благополучия, но и психического, социального, духовного. Гнев, обида, страх, чувство вины – токсичные эмоции, если они хронические, то разрушают организм. В то же самое время наши эмоции и помогают нам в жизни. Если, например, я люблю свою работу, занимаюсь значимым для меня и людей делом, это другая энергетика, другое отношение к жизни, к себе и окружающим.

Сегодня актуальна ориентация психологической помощи на «выращивание» здоровья, а не только на борьбу с болезнями. Направленность на позитивные цели, поиск человеком социальных, психических, физических ресурсов, культивирование позитивного мышления, умения «мыслить здраво и светло» даже в трудных ситуациях – все это цели психологической помощи.

Как учиться в медицинском вузе

Студенты приходят в Сеченовский университет – флагман инноваций. Бывает, что поначалу в их жизни не все гладко. В числе факторов стресса – изменение правил (по сравнению с правилами школьной жизни), изменение статуса (вчера – школьник, сегодня – студент, а это другой уровень ответственности). Проблема отличника: в школе – ты был первый; здесь же такие отличники – все. Новое окружение, традиции, требования – все это нужно понять и принять, перейти на новый уровень.

В нашем вузе ввели наставничество: студенты старших курсов курируют первокурсников. Активно работают студенческие организации, профком обучающихся. На нашей кафедре с будущими клиническими психологами мы проводим тренинги на тему: «Как учиться в вузе», бесплатные индивидуальные консультации с участием представителей Московской психологической службы (психологами, преподающими в нашем вузе).

Как родителям помочь своим детям – студентам медицинских вузов

Любить. Просто любить – это главное. Поддерживать у ребенка, теперь уже студента, веру в свои силы и стремление к достижению цели. При этом родителям важно помнить, что ребенок вырос и имеет право на свою собственную жизнь: любите, но отпустите. Верьте, поддерживайте, но не стремитесь прожить жизнь за него, не требуйте жить по выбранному вами сценарию.

Новое поколение – наши студенты, ваши дети – талантливы, способны видеть человека в каждом, вне зависимости от его роли в социуме, имеют возможность овладеть востребованными социальными ролями и новыми технологиями, оставаясь собой. Будущее – за ними.

Как психологу применить знания в клиниках Сеченовского Университета

Среди главных сфер применения психологических знаний – работа с онкокластером университета, клиникой акушерства и гинекологии, отделением паллиативной помощи.

В то же время, когда мы говорим о применении знаний, мне бы хотелось напомнить слова видного русского философа Алексея Лосева (психология и философия тесно взаимосвязаны): «Если человек имеет только знания и не имеет ничего другого – это страшный, беспринципный человек. Знания – есть любовь. Однако любовь зовет действовать. Надо мыслить и действовать».

Мыслить и действовать, не останавливаться в развитии – только так можно и должно применять знания.