«Все открытия начинаются именно здесь»: в Сеченовском Университете стартовал финал конкурса «Старт в медицину»
17 апреля 2024
«Все открытия начинаются именно здесь»: в Сеченовском Университете стартовал финал конкурса «Старт в медицину»

Он проходит среди школьников 7–11-х классов, на заключительную фазу вышло более двух тысяч работ. Молодые таланты представили свои исследования на такие темы, как прогноз развития рака, расстройство речи после инсульта, регенеративное средство для кожи на основе экстракта облепихи, получение хитозана в школьной лаборатории, новые методы лечения рассеянного склероза, профилактика болезней зубов у домашних животных, анализ микрофлоры воздуха. Впереди еще три дня соревнований. Победителей и призеров — а их будет более 500 в разных номинациях — назовут 20 апреля. 

В Конгресс-центре Сеченовского Университета начался заключительный этап городской научно-практической конференции среди школьников 7–11-х классов и педагогов «Старт в медицину». Она проходит уже в девятый раз. На конкурс было прислано более пяти тысяч работ, финалистами стали 2024. 1991 из них принадлежит участникам из Москвы.

От лица ректора Сеченовского Университета Петра Глыбочко собравшихся приветствовала проректор по учебной работе Татьяна Литвинова. Она напомнила, что за победу в конкурсе ребятам положены дополнительные пять баллов при поступлении. «Сеченовский Университет готовит «врачей будущего». А «врач будущего» невозможен без научных достижений, без знаний того, как развиваются наука, медицина и технологии, — подчеркнула проректор. — Мы рассчитываем на то, что участие в этой конференции позволит вам лучше понять, каков путь нового специалиста. Не обязательно вы будете поступать в наш университет, и не обязательно на врача. Вы можете стать биотехнологами, биоинженерами, медицинскими техниками. В любом случае междисциплинарный подход позволит вам быть более конкурентоспособными при трудоустройстве в дальнейшем».

По словам Жанны Садовниковой, начальника Управления контроля качества и развития содержания образования Департамента образования и науки г. Москвы, более двух тысяч финалистов — это большая заслуга не только самих участников, но и их наставников, которые сопровождали ребят от стадии идеи до выхода на защиту. «Все открытия начинаются именно здесь, на этих конференциях. Казалось бы, эти исследования — это такая маленькая частичка, которую вы сегодня вкладываете в науку, но из этого малого потом обязательно вырастет что-то большое и великое для нашей страны», — отметила она.

Как рассказала декан факультета довузовского образования Сеченовского Университета Марина Козарь, школьники 7–9-х классов представляют свои проекты как индивидуально, так и в группах до трех человек, а 10–11-х — только индивидуально. Первый день конференции начался с устных и стендовых докладов, которые параллельно шли на четырех площадках. Работы ребят охватывали широкий спектр тем: от предотвращений опухолей и последствий инсульта, использования иппо- и канистерапии, профилактики болезней домашних животных — до получения новых продуктов и экологической безопасности.

Так, учащегося 10-го класса Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» Игоря Ухоботова заинтересовала работа нейронов в префронтальной, височной и премоторной коре головного мозга при старении. Он проанализировал исследования на основе МРТ и ПЭТ-визуализаций и обнаружил, при каких действиях активируются данные области мозга. По его словам, это каллиграфия и ведение ежедневного дневника, лепка, собирание мозаики, кулинария, занятие танцами, игра в шахматы. Его коллега по Предуниверсарию Арина Яценко провела опрос более 200 человек и подготовила исследование по постковидному синдрому.

Сардорбек Одилов — ученик 10-го класса московской школы № 2070, выявил положительное влияние горького шоколада на уровень артериального давления. ПТСР у военнослужащих — эту проблему проанализировал Абдуллах Мальсагов из школы № 1574. Ученики 9--го класса «Романовской школы» Николай Храмов и Глеб Красовский измерили содержание нитратов в лабораторных условиях и составили памятку, как можно от них избавиться. А восьмиклассники школы № 1454 «Тимирязевской» Екатерина Артамонова и Иван Шамшутдинов в домашних условиях получили экологичный краситель из листьев крапивы и березы. Он безопасен, и его можно использовать для окрашивания игрушек, тканей и бытовых предметов. 

Как правильно следить за зубами у домашних питомцев — эту тему изучила десятиклассница школы № 2051 Екатерина Фролова. А восьмиклассники школы № 1575 Илья и Артем Гулякины выделили полимерную молекулу ДНК из растительной клетки банана, гороха и крыжовника в условиях домашней лаборатории. Этот метод не требует дорогостоящего оборудования, занимает немного времени и доступен для школьников на уроках биологии и химии.

«Вот уже девятый год мы помогаем детям открывать дорогу в большую науку. Но для того чтобы школьники ощущали себя позитивно, им нужна возможность общения с друзьями и коллегами. Изучение этого мира — это всегда коллективное дело. Поэтому самая большая наша цель — дать детям не только радость познания, но и радость общения», — подчеркнула Марина Козарь. 

Организаторами конференции стали Департамент образования и науки г. Москвы и Институт развития профильного обучения МГПУ. Все проекты будут оценивать экспертные комиссии. Имена победителей и призеров назовут 20 апреля.