В «Театре на Покровке» — премьера водевиля «Свадьба» А.П. Чехова. Артисты поют, как Карузо, кричат «Горько!» громко, как на митингах, и отплясывают с азартом, грозящим снести праздничными столы со стоящими на них горками хрустальных фужеров. Полноправным соучастником спектакля «Театра на Покровке» на этот раз выступают студийцы Московского молодежного камерного театра «На Пироговке».
Наряду с академическими столичными театрами в Москве существует немало маленьких, уютных, жизнь которых постоянно бьет ключом, хотя само это движение не всегда видно глазу завзятых театралов. Но у подобных театров есть свой верный зритель. Один из таких коллективов — Московский молодежный камерный театр «На Пироговке», созданный при Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова.
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова считает своим одним из выдающихся выпускников Антона Павловича Чехова, который окончил в 1884 году медицинский факультет Императорского Московского университета, правопреемником которого и является Сеченовский университет.
А у Антона Павловича, как известно, было две страсти — медицина и литература. Поэтому когда в театре «На Пироговке» задумались, чем отметить 260-летие университета, то обращение к драматургии А.П. Чехова оказалось естественным и закономерным. А так как преподаватели, играющие еще и на сцене, долгие годы дружили с народным артистом России Сергеем Арцибашевым, основателем «Театра на Покровке», то возникла оригинальная идея — соединить в новом спектакле усилия студийцев «Пироговки» и профессиональных артистов «Покровки».
Оставалось только подыскать подходящий материал. Выбор пал на чеховский водевиль «Свадьба». Спектакль поставила режиссер Ольга Захарова, а общее руководство проектом осуществлял Геннадий Шапошников. Так москвичи получили новый веселый водевиль, а вуз — подарок к своему юбилею. Прелесть пьес Чехова в том, что в острых и вневременных авторских шутках зрители считывают узнаваемые приметы окружающей действительности. Неслучайно столько лет живут в народе афоризмы водевиля: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном...» или «Не тыкай вилкой в омары — это для генерала поставлено». Актуально, не правда ли?
Нет сегодня человека, которому не был бы знаком этот сюжет, в ходе которого мещане Жигаловы пытаются выдать свою перезревшую дочь замуж. Достойных женихов не наблюдается, лишь вертится под ногами чиновник Апломбов, на которого предприимчивая, «дышащая деньгами и туманами» Маман (великолепная Татьяна Швыдкова) делает ставку. Только вот корыстный Апломбов жениться согласен при выполнении ряда условий, одно из которых — приложение к приданому двух выигрышных билетов, а второе — присутствие на свадьбе генерала.
Водевиль ставился многими провинциальными и столичными театрами Российской империи, дважды экранизировался, и поэтому самое интересное в нем, конечно же, — новые режиссерские ходы и найденные артистами нюансы характеров героев. Спектакль начинается в холле в лучших традициях «Театра на Покровке». Режиссер Ольга Захарова предлагает зрителям поучаствовать во встрече невесты Дашеньки (Екатерина Петрова) и ее жениха Апломбова (Германс Андреевс). Зрители с азартом включаются в игру, осыпают молодую пару лепестками роз и выкрикивают пожелания любви и счастья. Родители выносят традиционный каравай, после чего все чинно поднимаются на второй этаж в банкетную залу (зрительный зал), где уже стоит пышно накрытый свадебный стол.
Гости жигаловской семьи рассаживаются за ним соответственно чинам и личным сердечным привязанностям. На общем фоне выделяется томная и манерная Змеюкина в ярко-пунцовом платье (ослепительная Карина Ефремова). Змеюкина — дама весомых достоинств, призывно выглядывающих из ее смелого декольте, и она требует от окружающих мужчин внимания к своей персоне. Самый ярый ее воздыхатель, близкий друг семьи телеграфист Иван Михайлович Ять (артист Андрей Сумцов) не дает ей заскучать, постоянно «галопирует рядом» и обмахивает нимфу веером.
Привязанности совсем другого рода приводят на свадьбу грека Дымбу (Владимир Щербаков). По-русски грек говорит с трудом, но его чисто русская страсть к водке сразу сметает все условности и преграды между ним и хозяином дома, отставным коллежским регистратором Жигаловым (Кирилл Дубровицкий), который тоже не прочь приложиться к бутылке и пофилософствовать. Посреди тостов и застольных речей появляется восторженный Нюнин (Михаил Сегенюк), которому удается заполучить генерала, хотя на поверку генерал Ревунов-Караулов оказывается стар и глуховат, да к тому же и не генералом вовсе, а всего лишь капитаном второго ранга в отставке. Артист Александр Сухинин виртуозно отыгрывает свою партию, полностью оправдывая фамилию героя. Этот громогласный, а в глубине души остающийся наивным вояка — единственный, кто будит в зрителях естественное чувство сострадания. В целом же чеховская свадебная зарисовка невероятно актуальна: на мелькающих на экранах ТВ свадьбах и юбилеях персон из того же шоу-бизнеса также видно желание пустить пыль в глаза. И там тоже непременно мелькают лица приглашенных «нужных» людей, вызывающие сомнение в непосредственной причастности к судьбе юбиляров. Мало что изменилось. Разве что тяга к богато накрытому столу, присущая чеховским персонажам, сменилась в современном обществе жаждой заполучить бесплатный телевизионный PR или завязать нужное знакомство за праздничным столом. По сути, все осталось таким же, каким было при милейшем Антоне Павловиче.
Ссылка на публикацию: vm.ru