Цифровизация морфологических дисциплин выходит на новый уровень: заведующие морфологическими кафедрами ведущих медицинских вузов страны продемонстрировали свои передовые разработки в области цифровых образовательных ресурсов
 Цифровизация морфологических дисциплин выходит на новый уровень: заведующие морфологическими кафедрами ведущих медицинских вузов страны продемонстрировали свои передовые разработки в области цифровых образовательных ресурсов

В рамках юбилейной XV Общероссийской конференции «Неделя медицинского образования – 2024» прошло совместное заседание Учебно-методической комиссии по морфологическим дисциплинам (анатомия, антропология, гистология, цитология и эмбриология) и заведующих морфологическими кафедрами вузов Российской Федерации по проблеме «Цифровые морфологические образовательные ресурсы: опыт разработки и модели внедрения».

Заседание открыл Владимир Николенко, заведующий кафедрой анатомии и гистологии человека Сеченовского Университета, вспомнив Йозефа Гиртля – выдающегося анатома, основоположника международной анатомической номенклатуры: «В XIX веке Йозеф Гиртль говорил, что без интегральных и дифференциальных вычислений хорошим врачом стать нельзя. Сегодня в XXI веке мы понимаем, что без цифровых технологий также невозможно стать хорошим врачом».

На протяжении двух лет на кафедре анатомии и гистологии человека Первого МГМУ им. И. М. Сеченова идет работа над созданием цифрового образовательного ресурса «Морфология человека online», который аккумулирует в себе оцифрованные препараты по анатомии и гистологии. Его целевая аудитория – студенты и преподаватели. Проект реализуется при непосредственном участии проректора по цифровой трансформации Сеченовского Университета Алексея Аносова. «Ресурс работает с января 2024 года и содержит цифровой контент, созданный и пополняемый сотрудниками кафедры анатомии и гистологии и предназначенный для изучения соответствующих дисциплин, – так начал свой доклад Александр Яцковский, один из создателей образовательного ресурса, профессор кафедры анатомии и гистологии человека Сеченовского Университета. – Подобный обобщенный ресурс – единственный в мире, так как он дает целостное представление о человеке, когда он не разделен на анатомию и гистологию».

На портале morphology.sechenov.ru все препараты структурированы по разделам и подразделам, что облегчает их поиск для пользователя, а оригинальное программное обеспечение предоставляет навигацию по изображению, позволяя его уменьшать или увеличивать. Студенты и преподаватели Сеченовского Университета имеют бесплатный неограниченный доступ к ресурсу с любого устройства.

Один из важнейших вопросов, который обсуждался в рамках заседания Учебно-методической комиссии по морфологическим дисциплинам, – контроль за анатомической терминологией в российском интернет-пространстве. Алексей Стрижков, секретарь УМК по морфологическим дисциплинам, доцент кафедры анатомии и гистологии человека Сеченовского Университета анонсировал результаты совместного исследования с МГУ им. М. В. Ломоносова. «После 2019 года интернет-технологии на кафедрах анатомии всех вузов в мире стали главным средством коммуникации между преподавателями и обучающимися, а цифровые дидактические материалы – основным средством наглядности», – подчеркнул Алексей Стрижков. Целью исследования явилось раскрытие дидактических возможностей цифровых технологий, реализованных в русскоязычном сегменте интернета по дисциплине «анатомия человека». В ходе исследования группа ученых пришла к выводу, что в Рунете отсутствует должный контроль со стороны авторов за содержанием дидактических материалов, что зачастую приводит к возникновению систематических ошибок у студентов, которые выбирают тот или иной «непроверенный» ресурс для самообразования.

Таким образом, комиссия предложила ряд рекомендаций, в числе которых – популяризация лучших интернет-ресурсов по дисциплине «анатомия человека», обратить пристальное внимание на социальные сети, популярные у студентов, предусмотреть реализацию дополнительных образовательных программ для преподавателей по основам разработки и применения цифровых образовательных программ, а также углубить работу по профессиональной экспертизе публикуемых в сети материалов.

Татьяна Демура, директор Института клинической морфологии и цифровой патологии Сеченовского Университета в начале своего выступления отметила тесное междисциплинарное сотрудничество анатомов, морфологов и патологов. В настоящий момент в Институте клинической морфологии и цифровой патологии создан банк сканов микропрепаратов по курсу патологической анатомии, выпущено интерактивное электронное учебное издание, включающее сканы с разметкой, подготовлена электронная рабочая тетрадь по патологической анатомии, ведется активное сотрудничество с профессиональными цифровыми платформами и многое другое. Все это является предпосылками для создания новой модели наукоориентированного образования в патологической анатомии, увеличения охвата и доступности новых моделей преподавания патологической анатомии на додипломном и постдипломном этапах за счет создания цифровой экосистемы. «Применение искусственного интеллекта в области медицинского образования повышает объективность обучения и его точность, оптимизирует обучающий процесс», – отметила Татьяна Демура. По ее мнению, в ближайшем будущем патологическая анатомия может полностью перейти в цифровой формат, в том числе и по причине экономической целесообразности. «Но мы, преподаватели, не должны бояться, что нас заменит искусственный интеллект, так как мы – основной источник знаний для студента, и ценность профессиональных преподавателей будет возрастать все больше и больше», – резюмировала профессор Демура.

Фотоотчёт