Студенты школы мастерства Сеченовского Университета — будущие патологоанатомы — прошли обучение у ведущих патоморфологов страны
18 апреля 2024
Студенты школы мастерства Сеченовского Университета — будущие патологоанатомы — прошли обучение у ведущих патоморфологов страны

Институт клинической морфологии и цифровой патологии Первого МГМУ развивает инновационный подход к профподготовке студентов. В этом учебном году школа мастерства перешла в новый формат и стала цифровой: ребята работают на телемедицинских платформах, учатся у известных российских патологоанатомов, аннотируют сканы гистологических препаратов, на которых будет обучаться искусственный интеллект.

В Институте клинической морфологии и цифровой патологии Сеченовского Университета подвели итоги работы школы мастерства. В этом учебном году она из Школы патологической анатомии была преобразована в Школу мастерства по цифровой патологии. Это было сделано с целью подготовки современных специалистов-практиков, чтобы врач-патологоанатом мог работать с гистологическими сканами в интернет-пространстве. В программу обучения добавили разметку гистосканов, также для студентов пригласили лучших экспертов страны в данной области.

Занятия проходили в течение всего года: очно, в интерактивном классе, и в режиме онлайн с экспертами. В рамках школы мастерства студенты участвовали в создании аннотированного морфологического датасета — размечали структуры на гистологических сканах. Это позволяет нейросети обучаться на данных снимках, чтобы в будущем помогать врачу ставить диагноз. 

«Мы набрали 10 студентов 4–6-х курсов — это те, кто собирается стать врачом-патологоанатомом, для них было запущено гибридное обучение. Ребята занимаются на классических стеклопрепаратах, как это было принято в отечественной школе патологической анатомии, в цифровом интерактивном классе и также в самых современных системах Digital Pathology — то есть уже работают с компаниями, которые обеспечивают цифровизацию патологоанатомических отделений, — рассказала руководитель школы мастерства, врач, доцент, заместитель директора по научной работе Института клинической морфологии и цифровой патологии Екатерина Руденко. — Они учатся у лидеров российской патологической анатомии — как у внутренних университетских специалистов, так и у экспертов со всей России. Это важно, студенты должны знакомиться с разными морфологическими школами, подходами, чтобы у них сформировалась полная картина вариантов диагностического поиска».

Сейчас слушатели участвуют в двух проектах по созданию датасетов, которые уже прошли локальный этический комитет (ЛЭК) и находятся на стадии регистрации. Они задействованы в процессе разметки, аннотируют датасеты и, соответственно, являются соавторами патентов, например таких, как «Датасет по обнаружению паттернов колоректальной аденокарциномы оцифрованных гистопрепаратов операционного материала ободочной и прямой кишки» и «Клиническая, эндоскопическая и морфологическая характеристика хронических гастритов».

По мнению экспертов Школы мастерства, в эпоху цифровизации у студентов есть шанс получать информацию онлайн от специалистов не только разных направлений, но и разных морфологических школ. «Именно совместный просмотр электронных копий микропрепаратов является прекрасной альтернативой семинарам и лекциям. Молодой специалист может поучаствовать в диагностическом процессе, проявить себя и познакомиться с коллегами из разных учреждений, познакомиться с их работой, что важно на этапе формирования диагностического мышления», — отметила Виктория Смирнова, заведующая патологоанатомическим отделением НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова, г. Санкт-Петербург.

По словам другого спикера — Александры Асатуровой, врача-патологоанатома, заведующей 1-м патологоанатомическим отделением и референс-центром иммуногистохимических, патоморфологических и лучевых методов исследования ФГБУ «НМИЦ АГП им. В. И. Кулакова» Минздрава России, «”живой” просмотр препаратов вместе с экспертами помогает студентам узнать профессиональные секреты, которых не найдешь в учебниках, погрузиться в практическую среду морфолога и понять суть этой профессии в реальной жизни».

«Занятия в школе мастерства проходят в смешанном формате с использованием современных цифровых платформ. И благодаря сотрудничеству с одной из такой платформ мы можем заводить личные кабинеты для обучающихся и для преподавателей, куда загружаем практические задания, — рассказала директор Института клинической морфологии и цифровой патологии, д.м.н., профессор Татьяна Демура. — Безусловно, такой инновационный подход к развитию ранней специализации и профподготовки студентов по патологической анатомии позволяет нам выйти на новый уровень обучения и создавать выпускника, который уже после окончания университета будет подготовлен к ординатуре по патологической анатомии совершенно на другом уровне. Кроме того, такой подход позволяет нам вовлекать ребят в научно-исследовательские проекты на разных базах».



Фотоотчёт