Студенческие научные кружки: секция «Профилактические науки»
Студенческие научные кружки: секция «Профилактические науки»

Мы завершаем серию публикаций о тематических секциях студенческих научных кружков, в которых сеченовцы делают свои первые шаги в науке. «Профилактические науки» одна из 9 секций в составе Студенческого научного общества (СНО) им. Н. И. Пирогова. В секцию входит 9 кружков от иммунологии и доказательной медицины до гигиены и экологии человека. 

В Первом МГМУ Минздрава России существует порядка 120 студенческих научных кружков (СНК), и это число постоянно растет. Новые кружки появляются при кафедрах по инициативе студентов и преподавателей. Ребята, которые хотят развиваться в науке и создавать собственные проекты, могут выбрать СНК по своим профессиональным интересам. 

В секцию «Профилактические науки» 9 СНК:

·       По эпидемиологии и доказательной медицине.

·       Кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана.

·       По экологии человека и гигиене окружающей среды.

·       По общей гигиене.

·       «Организаторы здравоохранения».

·       Гигиена детей и подростков.

·       Гигиена и медицинская экология.

·       Профилактическая медицина.

·       Микробиология, вирусология и иммунология.

Новые кружки появляются по инициативе заинтересованных студентов или сотрудников кафедр. Под руководством преподавателей ребята погружаются в научно-исследовательскую работу, придумывают и создают проекты. Каждая кафедра обеспечивает студентов ресурсами, которые необходимы для исследований.

Посещать кружки можно по-разному:

1.     В роли слушателя. Вы можете приходить на заседания различных кружков, чтобы поближе познакомиться с ними и понять, что вас больше интересует.

2.     В роли резидента кружка. Вы можете участвовать в проектах одного кружка на выбор.

Чтобы стать резидентом кружка, нужно:

·       Пройти курс «Наукометрия+ 2.1» на Sechenov.online.

·       Через личный кабинет обучающегося в разделе «Наука» подать заявку в один из СНК, прикрепив сертификат за прохождение курса.

·       В некоторых СНК вам предложат пройти собеседование.

«Кружки помогают студентам адаптироваться в условиях современных медицинских вызовов, – считает куратор секции «Профилактические науки» Елизавета Суровчикова. – Например, в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в Университете проводили конкурс на должность «стажера-исследователя». Из 361 заявки одобрили всего 42 – на заключительный этап прошли в основном те ребята, которые уже начали научную деятельность в СНК. Резиденты кружков развивают свой потенциал как ученых-медиков, а еще получают привилегии при поступлении на программы ординатуры, аспирантуры и магистратуры».

В течение года кружки проводят открытые заседания и тематические, в том числе с приглашенными экспертами. Основа работы СНК – научно-исследовательская работа. Это разработка новых проектов и их реализация, написание и публикация статей и тезисов, подготовка выступлений на конференциях. Как говорит Елизавета Суровчикова, «Университет акцентирует внимание на личностной значимости студентов, учит их работать в команде, формирует уверенность в собственном успехе. Наша цель – помочь ребятам стать конкурентоспособными специалистами».

Один из самых успешных в секции – СНК гигиены детей и подростков. Он работает в очно-дистанционном формате – чтобы студентам было удобно совмещать учебу и кружок. Руководитель СНК Евгения Лапонова разработала трехэтапный подход к интеграции студентов в научную работу кафедры:

·       На первом этапе обучающиеся ежемесячно посещают журнальные клубы на базе кафедры гигиены детей и подростков. Цель этапа – познакомить их с теоретическими аспектами дисциплины, научить искать и оценивать научную литературу. Ответственный за реализацию этапа – руководитель СНК.

·       На втором этапе студенты выбирают тему научной работы, которая уже реализуются кафедрой. Например, составляют медико-социальный портрет абитуриента медицинского вуза или совершают гигиеническую оценку использования гаджетов в учебной и внеучебной деятельности. На этом этапе ребята учатся работать с компьютерным комплексом «НС-психотест» и базами данных – в условиях естественного эксперимента. Ответственный за реализацию этапа – сотрудник кафедры, который курирует выбранную студентом тему.

 ·       На третьем этапе ребята выбирают тему и создают уникальный продукт научной деятельности. Ответственный за этот этап – руководитель СНК. Например, в 2023 году кружковцы из секции «Профилактические науки» получили патент на базу данных «Показатели функционального состояния ЦНС детей, подростков и молодежи с позиций определения их реагирования на зрительный стимул».

«Я заместитель старосты в СНК по эпидемиологии и доказательной медицине, – рассказывает Яна Купатенко, студентка 4-го курса Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана Сеченовского Университета. – В команду к своему руководителю по клубу и по научной деятельности я попала на 3-м курсе. Мы быстро нашли общий язык со многими представителями кафедры и резидентами. Мне нравится журналистика, поэтому я объединила свою бывшую активистскую деятельность с научной и направила внимание на карьерное становление и личностную реализацию. Я регулярно посещаю открытые и закрытые конференции, бизнес-конгрессы, форумы и выставки. Меньше чем за год я развила навыки коммуникации, работы с информацией и писательства. Я благодарна СНК за возможность заниматься любимым делом и постоянно развиваться! Еще – за открытое видение перспектив. Нет смысла в науке, если о ней не говорят».