Путь в медицину: к 210-летию со дня рождения Николая Ивановича Пирогова

основное.jpgОдним из ярчайших имён и гордостью Сеченовского Университета стал выпускник медицинского факультета Императорского Московского университета 1828 года Николай Иванович Пирогов – выдающийся хирург и учёный-анатом, естествоиспытатель, талантливый педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник отечественной военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

Он родился в Москве 25 (13 по ст. стилю) ноября 1810 года в многодетной семье казначея комиссариатского военного ведомства Ивана Ивановича Пирогова и представительницы московского купеческого рода Елизаветы Ивановны Новиковой. Своеобразно об этом событии в «Записках старого врача» пишет сам Пирогов: «Мне сказали, что я родился 13-го ноября 1810 г. Жаль, что сам не помню. Не помню и того, когда начал себя помнить; но помню, что долго ещё вспоминал или грезил какую-то огромную звезду, чрезвычайно светлую».

По словам родителей, будущий врач научился русской грамоте почти самоучкой в 6 лет, а домашнее его обучение началось в 1818 году. Причём, первыми его учителями были студент Императорского Московского университета и студент Московской медико-хирургической академии.Пирогов1.jpg

Начиная с самого детства, судьба, как бы подталкивала Николая к будущей профессии – медицине. Гостями гостеприимного дома Пироговых часто бывали Андрей Михайлович Клаус – «знаменитый оспопрививатель ещё екатерининских времен», и Григорий Михайлович Берёзкин – «оба из врачебного персонала, старые сослуживцы московского воспитательного дома; оба не доктора и не лекари».

Домашняя игра в лекаря возникла под впечатлением, произведённым на Николая знаменитым доктором Ефремом Осиповичем Мухиным, в то время уже профессором Московской медико-хирургической академии, который был приглашён к заболевшему ревматизмом старшему брату после долгого неудачного лечения несколькими докторами.

Приглашение Мухина, который блестяще справился с болезнью брата, можно объяснить и случайностью, и знаком судьбы, однако в дальнейшем он стал для Пирогова учителем, наставником и добрым ангелом-хранителем. Именно он посоветовал отцу отправить Николая на медицинский факультет Императорского Московского университета (ИМУ), приписав ему в документах 2 года, поскольку поступать в университет разрешалось только с 16 лет. Для юного Николая Пирогова, кажется, не могло быть другого выбора: «… игра в лекаря так полюбилась мне, что я не мог с нею расстаться и вступил (правда, ещё ребёнком) в университет». Вступительный экзамен Николай благополучно сдал с уверенностью, он знал гораздо больше, чем от него требовали на испытании.


В первый же год своего обучения на медицинском факультете Пирогов, навещая своего первого учителя казеннокоштного студента-медика Феоктистова в университетском «общежитии», познакомился со студентами старших курсов. От них он получил много полезных советов и знаний, гордился и бережно хранил дома полученные от старших товарищей анатомические препараты, скорее всего, тайком вынесенные из анатомического театра Х.И. Лодера, а также купленный у них же гербарий почти 500 медицинских растений, который он в дальнейшем в течение нескольких лет продолжал аккуратно пополнять.

В год окончания учёбы счастливое стечение обстоятельств сопутствовало 18-летнему Николаю, который не представлял своё будущее с дипломом лекаря без средств и возможности найти место, но чувствовал «неотступное желание учиться и учиться». В 1828 году был объявлен набор университетских выпускников для поездки за казённый счёт за границу с целью дальнейшего образования. На приглашение Мухина поехать в Профессорский институт при Императорском Дерптском университете для приготовления к профессорской деятельности Пирогов согласился с неожиданной для него самого решимостью. Эта поездка давала ему возможность облегчить материальное положение семьи, а также продолжить образование, то есть воплотить свою заветную мечту.

Пирогов 2.JPGВ экспозиции Музея достойное место занимает графический портрет Пирогова студенческих времён, набор инструментов для стафилорафии конструкции, прижизненное издание классического труда «Анатомия и хирургия артериальных стволов и фасций» на немецком языке, который принес 28-летнему русскому учёному мировую известность: на родине он был удостоен Демидовской премии Российской Академии наук.

Украшение экспозиции – живописный портрет Пирогова (художник В. Голубова, 1893 г., копия работы И.Е. Репина), Памятная медаль IX съезда общества русских врачей с изображением учёного (1904). Память об историческом событии – открытии памятника великому учёному 3 августа 1897 года на территории Клинического городка – оживает в акварельном эскизе памятника Пирогову (автор В.О. Шервуд, 1895 г.) и ленте с венка, возложенной к памятнику в день его открытия.

В фондах Музея хранятся листы прижизненного издания многолетнего труда великого хирурга «Ледяная анатомия» – первого атласа топографической анатомии по разрезам в трёх направлениях человеческого тела; подписные листы благотворительного сбора пожертвований на сооружение памятника Пирогову и другие документальные и книжные памятники.


Полная версия текста доступна здесь