От мысли к действию! Эксперты Сеченовского Университета рассказали студентам и аспирантам, как получить грант
От мысли к действию! Эксперты Сеченовского Университета рассказали студентам и аспирантам, как получить грант

Где найти средства на свой проект, как собрать все документы, как составить идеальную заявку: ученые Первого МГМУ поделились опытом и историями успеха на пути получения гранта. Опытные грантополучатели рассказали, что кроме реализации своей идеи их основным желанием было сделать мир лучше.

В Сеченовском Университете Минздрава России прошла «Школа грантовой активности»: на мероприятии выступили опытные участники грантовых программ, которые поделились своим опытом. Они рассказали студентам, аспирантам и молодым ученым о видах грантов, о возможностях получения финансовой поддержки в России, о типичных ошибках начинающих грантоискателей и о том, что такое научный результат. 

«Само понятие «грант» для большинства — некая абстракция. Мало кто понимает, что это такое, как можно грант получить, для чего использовать и как за него отчитаться. А ведь это не просто деньги – это воплощение в жизнь конкретных научных инициатив, — отметил Андрей Арсентьев, курирующий блок молодежной науки. — Подобные мероприятия в Сеченовке мы проводим для того, чтобы снять все барьеры на пути к реализации исследовательских амбиций всех, увлеченных наукой».

Начальник отдела организации экспертизы Российского научного фонда (РНФ) Дмитрий Пыталев представил все виды поддержки молодых ученых, существующие на сегодня. Фонд, девиз которого —  «Открытость. Компетентность. Результат», за время своей работы поддержал более 2 тысяч проектов фундаментальной медицины. Эксперт дал советы, как составить идеальную заявку на грант и куда обращаться за получением обратной связи.

София Тимофеева — советник директора по воспитанию Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» — подробно остановилась на правилах конкурса «Росмолодежь. Гранты» в 2023 году. Кроме того, что она эксперт данного конкурса, она также является и пятикратным его победителем. По словам Софии Тимофеевой, он достаточно простой и в нем можно участвовать даже с минимальными базовыми знаниями о проектной деятельности. Для этого достаточно иметь инициативу научного или социального характера. У конкурса три формата: заочный, очный и онлайн. 

Как выбрать научную тему для грантового исследования, как правильно подавать документы и что такое научный результат — собравшимся рассказал в режиме онлайн директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний, чл.-корр. РАН Александр Лукашев. Он считает, что основной составляющей успеха является хорошая идея, обладающая актуальностью и новизной мирового уровня. Тем не менее он посоветовал начинать с малого и подавать заявки даже на небольшие гранты.

«На сегодня РНФ поддержал 57 проектов в Сеченовском Университете, из них 31 грант получен молодыми учеными до 39 лет, в том числе пять — учеными до 30 лет, — говорит Екатерина Раихина, менеджер отдела исследовательских сервисов Управления по научному развитию. — Мы помогаем нашим ученым готовить заявки в разные фонды, прежде всего в РНФ, и отвечаем на все возникающие вопросы. И если вы планируете научную карьеру, то ее нужно строить уже сейчас, со студенческой скамьи. Потому что грант для ученого — это не про деньги, а про его опыт и статус».

Анастасия Куренкова, замдиректора по учебной и воспитательной работе Института регенеративной медицины, подает заявки на гранты уже 10 лет. За это время было сделано девять попыток, пять из которых отклонили. Эксперт сравнила, чем отличаются выигравшие заявки от тех, которые не получили финансирование. Анализ показал, что кроме актуальности темы важными составляющими успешной заявки являются правильно сформулированная научная гипотеза, доступно и понятно написанный текст, реалистичность задачи и публикации в журналах уровня Q1.

Обладатель гранта ПИШ, ассистент кафедры сердечно-сосудистой хирургии Института профессионального образования Максим Ткачев, поделился историей — как сердечно-сосудистым хирургам Сеченовского Университета удалось создать первый в мире биологический клапан из гомологичного перикарда. А студент 6-го курса Института клинической медицины и основатель стартапа Николай Мышьяков рассказал о 4-летнем этапе работы над системой роботизированного взятия крови Venza. 

Доклад профессора кафедры факультетской терапии № 1 Анастасии Соколовой был посвящен главным пяти шагам к самостоятельной научной работе. Валерия Кузоватова, директор Департамента развития клинических и образовательных проектов, и Елена Жданова, замдиректора по научно-организационной работе Института регенеративной медицины, в свою очередь осветили существующие на сегодня конкурсы — Сеченовского Университета и Минобрнауки РФ.

В заключение мероприятия София Тимофеева провела ворк-шоп — интерактивную проектную игру. Участники конференции разбились на команды и подготовили мини-проекты, проанализировали их с точки зрения проектной деятельности и представили на питч-сессии.

По мнению студентов, заседание «Школы грантовой активности» оказалось очень полезным. «Мы состоим в студенческом научном кружке по маркетингу и хотим подать заявку на грант, — рассказал студент 4-го курса Института фармации Алексей Бабурин. — Идею пока разрабатываем, поэтому полностью не могу сказать, но если в общих чертах, то она касается фармацевтического снабжения отдельного региона. Сюда мы пришли послушать о грантах, в том числе узнать практическую информацию, и это было интересно». 

Как отметил аспирант Института стоматологии Казим Озден, у которого уже есть опыт получения грантов, «очень важно пошагово и доступно доносить информацию до наших студентов — как именно они могут получить поддержку своего проекта, потому что среди них очень много талантливых ребят. Я уже прошел через это, а им это только предстоит».

 

Фотоотчёт