Некоторые моменты в работе мозга до сих пор необъяснимы
Некоторые моменты в работе мозга до сих пор необъяснимы

Как именно работает головной мозг человека, до сих пор точно не знает никто.

Сегодня, 22 июля, отмечается Всемирный день мозга. Как сегодня диагностируют и лечат заболевания головного мозга, какие мифы о неврологии существуют и почему мозг до сих пор остается самым неизученным органом человека – об этом рассказал главный врач УКБ № 3 Сеченовского Университета Минздрава РФ, врач-невролог Дмитрий Рожков.

 

Дмитрий Олегович, чем занимается неврология?

– Сфера интересов неврологии обширна. Она занимается изучением и лечением поражений головного мозга, спинного мозга, периферической нервной системы. Также в сферу внимания неврологии попадает боль различной этиологии и локализации, начиная от головы и заканчивая ногами.

Обсуждая боль в спине или, например, тазовой области, мы так или иначе ведем речь о головном мозге. При лечении боли в спине всегда стоит помнить о том, что часть нейронов, отвечающих за болевые импульсы и их проведение, находится в голове.

Неврология также занимается дегенеративными заболеваниями – когда страдает память, нарушается координация, движение. Здесь речь может идти о болезни Альцгеймера или болезни Паркинсона. Еще одна большая группа – это демиелинизирующие заболевания: нарушения, которые влияют на центральную нервную систему, например, рассеянный склероз, миелопатии, лейкоэнцефалопатии и другие, а также демиелинизирующие заболевания периферической нервной системы, например синдром Гийена – Барре.

Существуют некоторые редкие необратимые инвалидизирующие заболевания, например боковой амиотрофический склероз, который на сегодняшний день не имеет эффективного лечения. Однако современная наука способна такие процессы качественно курировать, на каких-то этапах притормозить и значительно увеличить продолжительность и качество жизни пациента.

Кроме того, неврологи оказывают экстренную медицинскую помощь при инсультах.

 

Существует ли рейтинг заболеваний, с которыми обращаются к неврологу?

– Университетская клиническая больница № 3 Сеченовского Университета является центром федерального уровня, у нас принимают врачи-неврологи профильных специализаций, поэтому подобный рейтинг на нашем примере сложно озвучить. Тем не менее самое популярное обращение к неврологу в районных поликлиниках – это боль различной этиологии: головные боли, боли в спине и т. д. Затем идет большая группа пациентов с когнитивными нарушениями, нарушениями координации и движения. Замыкают «тройку» экстренные обращения – это, в первую очередь, инсульт.

 

Инсульт является одной из самых распространенных причин инвалидизации и смертности в России. Кто входит в группу риска?

– Есть модифицируемые и немодифицируемые факторы риска. Модифицируемые факторы – это то, что можно взять под контроль: например, курение, сахарный диабет, гиподинамия. Пол, возраст, генетическая предрасположенность – это немодифицируемые факторы риска.

В зоне риска находятся люди, которые злоупотребляют алкоголем, курят, страдают сахарным диабетом, артериальной гипертензией, гиперхолестеринемией. Кроме того, высокий риск ишемического инсульта ассоциирован с любыми сопутствующими заболеваниями: чем больше заболеваний, тем выше риск.

 

Если говорить о боли. Что знают о ней неврологи из того, что неизвестно рядовым пациентам? И существуют ли группы риска?

– Боль – это субъективное понятие, так как на физиологическом уровне боль одинаковой интенсивности воспринимается по-разному.

Боль делится на острую и хроническую. Врач оценивает боль с точки зрения длительности, пациент – с точки зрения интенсивности. Как правило, когда пациент приходит на прием к неврологу, он говорит: у меня такая острая боль! На что невролог предлагает оценить интенсивность боли по шкале от 0 до 10. Пациент называет определенную цифру, и в качестве следующего шага невролог должен поинтересоваться, как давно присутствует боль в жизни пациента. Если болит до шести недель, то это оценивается как острая боль. Если больше шести, но меньше двенадцати недель, то это подострая боль. Если больше трех месяцев, то это уже хроническая боль.

Группы риска – это люди, связанные с интенсивным физическим трудом: грузчики, например. И наоборот, люди, ведущие малоподвижный образ жизни. Так, водитель, который отсидел за рулем восемь часов и более, при резком движении может получить микротравму из-за неразогретых и неподготовленных мышц. А вот хронизация боли зависит от многих факторов, в том числе от отношения самого человека к боли, насколько он способен катастрофизировать ситуацию. Отдельное место занимает недолеченная острая боль, когда пациент не закончил курс лечения: бросил принимать назначенные препараты или не до конца прошел курс физиотерапии.

Современное лечение боли основывается на трех китах: физическая помощь – физкультура, правильная организация образа жизни пациента, социальная адаптация и психология – осведомленность пациента, его персональное отношение к боли.

Сегодня при лечении боли пациенту назначаются антидепрессанты. Дело в том, что дисфункция центральной части анализатора боли приводит к хронизации болевого синдрома, и антидепрессанты, влияя на нейрохимию мозга, помогают все это нормализовать.

 

Рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона – что характерно для каждого из заболеваний? Существует ли возможность задержать эти процессы и какие возможны методы профилактики?

– Рассеянный склероз – это аутоиммунное заболевание, когда вырабатываются определенные антитела и повреждаются проводящие пути в головном мозге. В основном, рассеянный склероз проявляется в ослаблении или потере зрения, боли в области глаза – один из самых распространенных дебютов болезни. Может присутствовать эпизод потери координации: в одной из рук, в ноге, в половине тела. Современная неврология способна контролировать течение болезни с помощью препаратов, которые блокируют иммунные клетки.

Болезнь Паркинсона сопровождается нарушением координации, мимики, а также выраженным дрожанием. Чем лучше человек соблюдает правила здорового образа жизни, тем ниже риск развития паркинсонизма. Это заболевание также может контролировать современная медицина. Но помимо лечения для пациентов с болезнью Паркинсона большое значение имеет образ жизни – им необходима активность, физическая нагрузка в виде танцев, специфического фитнеса. От того что проявления болезни заметны окружающим, у пациента может развиваться депрессия, хотя сейчас считается, что депрессия может быть и в контексте болезни Паркинсона (дефицит дофамина проявляется депрессией), поэтому подобным пациентам нужны социализация и общение.

Болезнь Альцгеймера – самый частый фактор снижения памяти. Факторы влияния на развитие заболевания: нарушение сна, стрессовая нагрузка, образ жизни. Существует мнение, что болезнь Альцгеймера будет у каждого, главное – до нее дожить. Кому-то генетика заложила это заболевание в возрасте 60 лет, кому-то в возрасте 130. Важно, что мы сейчас можем диагностировать эту болезнь на самых ранних стадиях. Оценив специфические маркеры в ликворе в период, когда у человека снижается память, можно с высокой точностью спрогнозировать, будет у человека болезнь Альцгеймера или нет.

Болезнь Альцгеймера – это не только болезнь пациентов, но и родственников, которых нужно обучить правильному поведению с больным человеком. Ведь когда мать начинает путать своих детей и внуков, то у многих близких случается когнитивный диссонанс: как самый дорогой человек может не помнить своих детей. Далее, по мере развития болезни, пациент начинает вести себя странно или неадекватно, родственники не понимают подобного поведения, копятся взаимные обиды, раздражение. И дело не в том, что кто-то кого-то не любит, так проявляется болезнь – это необходимо понимать. Поэтому на определенном этапе лучше обратиться в центры паллиативной помощи, где пациенту лучше смогут помочь специалисты. Они будут стимулировать пациента к нагрузке, занятиям, вовлекать его в социальную жизнь – просто делать свою работу при соответствующем уровне эмпатии и заботы.

По другим заболеваниям, когда мы ставим диагнозы, которые не имеют эффективного лечения, очень важно поговорить с пациентом, чтобы он знал реальную картину, возможно, успел закончить какие-то дела, чтобы трезво оценивал прогноз на будущее. Это кардинальное изменение подхода к коммуникации с пациентом в современной медицине, ранее подобные диагнозы пациентам не озвучивали.

 

Отличается ли диагностика болезни Альцгеймера у молодых пациентов от возрастных?

– Если в Клинический центр Сеченовского Университета обращается молодой пациент, то мы в первую очередь проверяем тревогу, депрессию, смотрим уровень витаминов, щитовидную железу, проводим МРТ, чтобы исключить потенциально обратимые причины снижения памяти. Проводятся специфические тесты, так как МРТ для выявления болезни Альцгеймера мало, и нужно протестировать саму память. Это целый пул тестов с оценочными шкалами, вопросы которых многим кажутся детскими. Но человек с болезнью Альцгеймера начинает путаться даже в таких вопросах, а для врача это уже определенный симптом. Так, есть классический тест на болезнь Альцгеймера «12 слов»: даем запомнить пациенту 12 слов, потом просим воспроизвести, важно, сколько слов он воспроизведет сразу, потом откладываем лист со словами, проводим другие тесты и через какое-то время просим заново повторить слова. И тут начинается самое интересное: как человек воспроизводит, нет ли ошибок, посторонних вплетений. И на основании данного теста мы уже можем понять, по какому типу страдает память. МРТ дополняет картину, и мы можем говорить, есть или нет болезни Альцгеймера.

 

Применяются ли в Сеченовском Университете инновационные методы диагностики заболеваний головного мозга?

– В УКБ № 3 Сеченовского Университета представлена вся современная линейка диагностики заболеваний головного мозга.

«Классика жанра» – это МРТ, позволяет рассмотреть все мельчайшие связи, пути, которые идут от серого вещества в белое.

КТ помогает искать признаки поражения сосудов головного мозга.

УЗИ – позволяет посмотреть толщину стенки артерий, посмотреть кровоток. Например, есть ряд заболеваний, которые относятся к профилю ревматологии, но проявляются в неврологии. И неврологу очень важно иметь настороженность, когда возникает ряд «красных флажков», или симптомов опасности, он должен дальше правильно обследовать пациента и сделать определенное УЗИ. Например, височный артериит у возрастных пациентов с впервые возникшей головной болью в области виска, глазницы. Часто при подобных симптомах диагностируют остеохондроз, но риск состоит в том, что человек может потерять зрение. И возрастной пациент, который получает 90% информации через зрение, может лишиться основного канала информации. Что позволяет правильно поставить диагноз в данном случае? Настороженность врача, «красные» флажки – симптомы опасности, правильный ультразвук и уровень воспалительных маркеров. Дальше такие пациенты переходят в зону ответственности ревматологов, которые и назначают им определенную терапию.

Функцию головного мозга можно изучить с помощью транскраниальной магнитной стимуляции и транскраниальной электростимуляции. Транскраниальная магнитная стимуляция — метод, основанный на стимуляции нейронов головного мозга переменным магнитным полем и регистрации ответов на стимуляцию с помощью электромиографии.

Электроэнцефалограмма – то, как можно зафиксировать биотоки головного мозга. Когда у человека эпизодически происходят какие-то странные пароксизмальные состояния: зрительные феномены, слуховые феномены, что может быть как в рамках галлюцинаций, так и в рамках эпилептических приступов. Электроэнцефалограмма может этот паттерн увидеть.

Также, применяя электроэнцефалограмму, мы проводим исследование, которое изучает сон – то, как мозг работает ночью. Ведь ночной сон – это тоже активный процесс, только наоборот относительно дневного. Подключив правильно датчики, можно посмотреть, как работает мозг, чем проявляются феномены: движением, нарушением дыхания, тем, что человек не погружается в ту или иную фазу.

 

Существуют ли какие-то мифы, связанные с лечением или профилактикой заболеваний головного мозга? Например, как прием аспирина для первичной профилактики инсульта.

– Самый частый миф, что причина головной боли – это остеохондроз, и от него же возникают неустойчивость и головокружение, также как от нарушения кровоснабжения в сосудах шеи. Откуда пошел миф? Пациенту с жалобами на головную боль сделали рентген и увидели изменения позвоночного столба. Затем провели исследование: больным и здоровым, с жалобами и без – всем сделали рентген и доказали, что никакой корреляции между болевым синдромом и выраженностью остеохондроза нет. В рамках просветительской деятельности считаю важным пояснить, что головокружение и неустойчивость связаны с тем, что в голове! У нас в УКБ есть диагностика, которая позволяет по движению глаз определить причину головокружения. И самое частое – это доброкачественное позиционное пароксизмальное головокружение, когда человека «кружит», он не может ходить, но достаточно сделать простой маневр, и пациенту практически сразу становится легче.

Существует также распространенный миф о пороге боли. Порог боли измерить невозможно, есть субъективное отношение к боли. Кто-то ярче ее воспринимает, кто-то менее ярко. Боль по-разному воспринимается даже в разных слоях общества. Например, военные, спортсмены относятся к боли толерантно, это – неотъемлемая часть их профессии. А вот люди творческих профессий боль, как правило, терпеть не готовы.

 

Осталось ли что-то необъяснимое для неврологов в работе мозга на сегодня?

– Безусловно, мозг до сих пор таит в себе множество загадок. Неврологам еще предстоит разобраться в нейропластичности мозга – то, как он восстанавливается, в истинной иерархии взаимодействия мозга между собой, как действительно происходит формирование психики высшей нервной деятельности.

Мы еще изучаем, как эффективно доставлять лекарственные вещества внутрь нервной системы, поскольку она находится за гематоэнцефалическим барьером. Например, доставлять антибиотики при бактериальных поражениях центральной нервной системы за оболочки головного мозга.

Как работает функция обновления головного мозга, как работает нейрохимия, почему откладываются амилоиды при болезни Альцгеймера и от чего зависит нарушение естественного механизма – все это сфера исследования для неврологов.

Именно потому и привлекательна работа врача-невролога, что он имеет дело с одним из самых сложных биологических объектов.