Научная статья от а до я: в Сеченовском Университете прошла Школа научной коммуникации
Научная статья от а до я: в Сеченовском Университете прошла Школа научной коммуникации

В Сеченовском Университете Минздрава России состоялась пятая Школа научной коммуникации. В течение двух дней студенты в теории и на практике разбирали, как писать научные статьи. От работы с медицинскими базами данных и проверки фактов до оформления библиографии и способов узнать, кто писал текст – искусственный интеллект или человек.

Школа научной коммуникации – проект Института лингвистики и межкультурной коммуникации Первого МГМУ. Ее проводят, чтобы студенты научились упаковывать медицинские знания в интересные и понятные профессиональные тексты. Школа прошла на базе Института и транслировалась онлайн.

«Коммуникация и в обучении, и в профессиональной деятельности медика играет ключевую роль. Без понимания принципов работы с базами данных, оформления библиографии, проверки научных фактов и использования ИИ немыслимы ни одна достойная работа, ни одно научное достижение. Поэтому Сеченовский Университет идет в ногу со временем и регулярно организует подобные обучающие мероприятия с упором на практику», – отметил Андрей Арсентьев, курирующий блок молодежной науки в Первом МГМУ.

Современному врачу и исследователю коммуникативные навыки необходимы, чтобы продвигать свои проекты и научные работы в академической среде и популяризировать их с помощью медиа.

«Мало написать научный труд, нужно презентовать его – например, академическому кругу, бизнес-сообществу, грантодающей организации или широкой аудитории. Первый барьер – всегда коммуникативный, преодолеть его – важный шаг к успеху, – рассказала Юлия Донскова, руководитель школы, заместитель директора по научной работе Института лингвистики и межкультурной коммуникации Сеченовского Университета, к.ф.н., доцент. – Мы предлагаем ребятам современный взгляд на научный текст. Научный не значит наукообразный – писать надо ясно, понятно, доступно. И четко понимать, кто твой читатель – коллеги по узкой теме, специалисты из смежных наук или неподготовленный читатель. Первый день школы мы посвятили коммуникации на русском языке, второй – на английском».

В формате лекций и практикумов студенты учились работать со своими и чужими научными текстами. Как отметила Юлия Донскова, «какие бы новые технологии ни создавались, они меркнут перед словом». Грамотно подобрать ключевые слова, чтобы задать поисковый запрос в медицинских базах данных и получить адекватный результат, – один из первостепенных навыков для ученого.

Кроме того, участникам школы рассказали, как:

 ·       цитировать других авторов, чтобы соблюсти академическую этику – например, избежать плагиата;

·       оформлять список литературы;

·       использовать возможности ИИ для научной коммуникации;

·       применять английский язык для работы в международной среде.

 Впечатлениями о зимней Школе научной коммуникации поделился Михаил Хачатуров, студент 6-го курса Института клинической медицины им. Н. В. Склифосовского Сеченовского Университета, направление «Лечебное дело»: «Я хочу стать врачом и параллельно заниматься научной деятельностью. В период учебы я четко осознал, как важна в науке коммуникация. Когда работаешь со статьями, нужно контактировать с авторами исследований, чтобы запросить у них данные или узнать о чем-то подробнее. Двухдневный интенсив – классный формат, чтобы погрузиться в тему и прояснить все, что непонятно. Благодаря школе я дополнил свой список медицинских ресурсов, где можно читать новости – давно искал сайт, где будет краткая выжимка статей со всего мира. Узнал много нового о базах данных – буду использовать это в своей тьюторской работе в Центре научной карьеры Первого МГМУ. Разобрался в вопросе сам и теперь смогу объяснить это первокурсникам».

 

 

 

 

Фотоотчёт