Любовь к витаминам: российский рынок БАДов вырос на треть
19 января 2022

Второй год пандемии вновь сыграл на руку производителям биологически активных добавок.

Согласно данным ROIF Expert, суммарный объём российского рынка биологически активных добавок (БАД) в 2021 году превысил показатель прошлого периода на 36%.

Всё для иммунитета

Основной фактор роста рынка биологически активных добавок — влияние пандемии. По данным исследования Ipsos, до 2020 года нутриенты принимали только 15% россиян. Однако в течение 2021 года этот показатель вырос более чем втрое. По подсчётам ВЦИОМ, в течение 2021–го более 52% россиян принимали витамины, минеральные вещества или аминокислоты.

"Доля БАДов в ассортименте аптек в динамике растёт. Это связано с тем, что люди стали понимать важность восполнения недостатка витаминов и микроэлементов при помощи этих продуктов", — комментирует директор отдела стратегических исследований маркетинговой компании DSM Group Юлия Нечаева.

В наибольшей степени в связи с пандемией выросла популярность моновитаминов, в составе которых находятся такие действующие вещества, как аскорбиновая кислота, колекальциферол, фолиевая кислота, пиридоксин и др.
Самую впечатляющую динамику в 2021 году показал витамин D3. Аналитики платформы автоматизации маркетинга Mindbox подсчитали, что продажи этих препаратов за год в денежном выражении выросли на 450%. Такой всплеск интереса к этому препарату Анатолий Скальный, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией молекулярной диетологии Сеченовского университета, объясняет тем, что дополнительный приём витамина D3 для профилактики коронавирусной инфекции прописан в официальных рекомендациях Минздрава.

"В 2021 году на российском аптечном рынке появилось 57 новых компаний, выпускающих биодобавки с витамином D3, помимо этого на рынке есть множество комплексных добавок, в которые также входит этот витамин", — добавляют эксперты AlphaRM.
Спрос на пребиотики и пробиотики (препараты, содержащие полезные бактерии для микрофлоры кишечника) тоже не стоял на месте и в 2021–м увеличился в 2 раза. Аналитики Mindbox полагают, что интерес потребителей мог быть спровоцирован третьей волной коронавируса в виде дельта–штамма: по данным Профильной комиссии по терапии и общей врачебной практике Минздрава России, нарушение нормальной деятельности желудка было отмечено в 26–50,5% случаев заражения этим штаммом коронавирусной инфекции.
Следующую позицию в рейтинге занимает легкоусвояемый цитрат цинка, спрос на который вырос на 78%. Анатолий Скальный объясняет это прямым противовирусным действием цинка, который усиливает иммунитет, влияя на многие звенья иммунной системы.

Переориентировались

К числу ключевых факторов роста аптечного рынка БАД эксперты также относят перераспределение в другие каналы продаж — в нефармацевтическую розницу, а также в онлайн–торговлю. В частности, помимо непрофильных интернет–магазинов продажей биологически активных добавок занимаются такие крупнейшие маркетплейсы, как Ozon, iHerb, Wildberries и "Яндекс.Маркет".
Как рассказали эксперты DSM Group, в этом году нутриенты оказались в тройке лидеров аптечных товаров по заказу в интернете: их доля составила 11,9%.
По мнению Юлии Нечаевой, интернет и в дальнейшем будет играть существенную роль как канал продаж.
В связи с тем что биологически активные добавки относятся к безрецептурным препаратам, у них нет ограничений в доставке, поэтому многие фармацевтические интеграторы продолжат активно продвигать их.
Эксперт также отметила, что на увеличение доли БАДов на рынке повлиял и тот факт, что многие витаминные комплексы фармпроизводители перевели из разряда лекарственных препаратов в добавки к пище. В России это сделать достаточно просто, поскольку официальной классификации биодобавок в нашей стране до сих пор не существует, а основания для такого перевода достаточно веские.
"БАД — высокомаржинальный товар на фармацевтическом рынке, имеющий больше возможностей по продвижению по сравнению с лекарственными средствами. Реклама БАДов, с одной стороны, и ориентированность потребителей на здоровый образ жизни, с другой, рождают спрос. БАД выгодно производить и продавать", — поясняют в ФЦ Pharmznanie.
Переводить лекарственные препараты в биологически активные добавки производителям выгодно ещё и потому, что наценка на БАД не регулируется. Впрочем, как отмечает Юлия Нечаева, в последние 7 лет разница по отношению к себестоимости в сегменте нутриентов ежегодно снижается.
Так, согласно исследованию DSM, по сравнению с 2015 годом наценка на биологически активные добавки снизилась примерно на 10%.
"По итогам 9 месяцев 2021 года средняя наценка на БАДы в российских аптеках составила 32,6%, ниже наценка в аптечном ассортименте только у лекарств", — говорит Юлия Нечаева. Тем не менее стоимость биологически активных добавок в 2021 году продолжала расти и в среднем составила 249 рублей за упаковку.
"Почти все группы БАДов дорожают, — считает Юлия Нечаева. — Отрицательную динамику показали только добавки для похудения и для профилактики онкологических заболеваний".
Топ–3 лидеров ключевых производителей биодобавок возглавляет российский "Эвалар" с долей 16,5% в денежном выражении. Впрочем, и по проданным упаковкам "Эвалар" занимает первую строчку (доля 12,5%). Второе место в денежном выражении у американского фармацевтического концерна Solgar Vitamin and Herb (7,2%) и у российской PharmaMed (5,2%).
В то же время если говорить о лидерстве брендов, то в 2021 году на первое место вышла марка Solgar. Эксперты DSM объясняют это достаточно сильным "зонтичным" брендом компании.
"Эвалар" оказался на втором месте, так как торговые наименования у данного производителя достаточно разные, и, соответственно, бренд "размывается". "Добавки с приставкой “Эвалар” в ассортименте есть, но их объём продаж меньше, чем у Solgar", — комментирует Юлия Нечаева.


Ссылка на публикацию: dp.ru