Хирурги-отоларингологи Сеченовского Университета разработали уникальную операцию по возвращению зрения пациентам с экзофтальмом
26 декабря 2023
Хирурги-отоларингологи Сеченовского Университета разработали уникальную операцию по возвращению зрения пациентам с экзофтальмом

Лор-врачи оперируют такую патологию, как пучеглазие. Они берутся за самые тяжелые случаи — когда из-за патологического выпячивания глазного яблока пациент чувствует резь и боль в глазах, не способен сомкнуть веки, когда он стремительно теряет зрение и работоспособность. Операция проводится через нос, возвращает зрение, убирает эстетический дефект и не оставляет на лице никаких следов. Работа ведется в коллаборации с офтальмологами. Помощь может предоставляться как по ОМС, так и по каналу платных медицинских услуг. Сегодня на счету специалистов 500 спасенных глаз.

Отоларингологи Сеченовского Университета Минздрава России первыми в стране создали инновационную методику операции для пациентов с экзофтальмом (пучеглазием), которая одновременно возвращает людям зрение и устраняет эстетический недостаток. Операция может проводиться на одном или двух глазах и в общей сложности занимает примерно один час. Передовая технология специалистов Первого МГМУ получила мировое признание и положительные отклики от иностранных коллег, ее результаты опубликованы в ведущих медицинских журналах

Лор-врачи работают в тесном сотрудничестве с офтальмологами из НИИ глазных болезней имени М. М. Краснова, где находится кафедра глазных болезней Сеченовского Университета. Уникальная операция помогает людям в самых сложных случаях, когда консервативное  медикаментозное лечение уже неэффективно. Ключевая роль в принятии решения о хирургическом вмешательстве принадлежит офтальмологам, которые, в свою очередь, опираются на заключение эндокринологов.  

Экзофтальм (пучеглазие) — патологическое смещение глазного яблока вперед или в сторону, что является следствием эндокринных или других заболеваний. Экзофтальм может быть односторонним или двусторонним. Он вызывает неполное смыкание век, от чего человек испытывает резь, ощущение песка в глазах, и что самое главное, у него происходит прогрессивное падение остроты зрения. Это сопровождается косметическим дефектом, который может снижать самооценку, мешать реализации человека в социуме и даже может привести к депрессивному состоянию. 

Как объясняют специалисты, при гиперфункции щитовидной железы происходит гипертрофированное увеличение мягких тканей глаза — жировой клетчатки и мышц. Так как орбита — это полузамкнутая система, то гипертрофированные ткани начинают сжимать зрительный нерв, и у человека падает зрение. В ряде случаев это может привести к полной слепоте. Снять давление с нерва можно с помощью удаления стенки глазницы. На наружной стенке делают операцию офтальмологи, на внутренней — трансназальным доступом (через нос) — отоларингологи. Данная операция требует высочайшего мастерства хирургов, имеющих большой опыт эндоскопических эндоназальных вмешательств. 

«Операция «декомпрессия» проводится после решения консилиума, где ведущая роль принадлежит офтальмологу и эндокринологу, — рассказывает заведующий отделением оториноларингологии, профессор кафедры болезней уха, горла и носа Института клинической медицины им. Н. В. Склифосовского, д.м.н. Петр Кочетков. — Пациенты приходят к нам от эндокринологов и от наших коллег из НИИ глазных болезней, где ими успешно занимается профессор Ярослав Олегович Груша. Если у пациента небольшой экзофтальм, то есть глазное яблоко выступает на 3-4 мм от нормы, то достаточно выполнить наружную костную декомпрессию, что успешно делают офтальмологи. А вот если экзофтальм больше 4 мм, если офтальмологическая операция по его коррекции не принесла выраженного эффекта или если у пациента уже есть оптическая нейропатия — сдавление зрительного нерва и нарушение зрения — то стартовать надо с нашей ЛОР-операции по удалению внутренней стенки глазницы и как можно быстрее».

По словам специалистов, эта операция может вернуть пациенту зрение. Благодаря внутриносовому доступу, во время которого лор-врачи способны максимально близко подойти к зрительному нерву, происходит значительная декомпрессия — снятие давления внутри глазного яблока. Глаз «возвращается» в физиологическое положение, падение зрения останавливается. За основу операции была взята методика европейских врачей, а потом модифицирована. И если ранее лор-врачи успешно восстанавливали пациентам обоняние и слух, то теперь они восстанавливают и зрение, но, конечно, определенной группе пациентов. 

«Мы отработали свою методику, и у нас есть наши собственные ноу-хау. Во-первых, мы расширяем возможность создания окна во внутренней стенке глаза за счет определенных технических моментов — раньше никто этого не делал. Во-вторых, перед операцией мы можем просчитать до миллиметра, на основе объективных измерений и компьютерной томографии, насколько уменьшится экзофтальм. Также у нас есть программа, созданная совместно с кафедрой медицинской статистики, которая просчитывает риск осложнений — диплопии (двоения) и косоглазия. Если риск составляет порядка 6070%, то пациенту сразу планируется уже следующая, эстетическая операция», — отметил Петр Кочетков.

Благодаря передовой технологии лор-врачам удалось снизить количество осложнений в два раза. На сегодня время, проведенное после операции в стационаре, составляет от 2 до 5 дней. Главное, что, уходя из клиники домой, человек уже видит. 

Кроме хирургических вмешательств по возврату зрения врачи Сеченовского Университета делают и эстетические операции — когда зрительный нерв не пострадал и пациента волнует только косметологический недостаток. Также отоларингологи и офтальмологи продемонстрировали высокую эффективность комбинированного хирургического подхода, когда декомпрессия орбиты проводилась одновременно с двух сторон — эндоназальным и наружным доступами. 

«Мы вместе с нашими офтальмологами разработали так называемую балансную декомпрессию — то есть они удаляют часть латеральной стенки орбиты, мы — медиальной, то есть они снаружи, мы изнутри. Это снижает риск побочных эффектов — диплопии и косоглазия. Это абсолютно уникальная методика, которую мы начали проводить первыми в России. Иногда пациент поступает с таким снижением зрения, что еще две-три недели и человек был бы слепой, но нам удается его спасти», — говорит завкафедрой болезней уха, горла и носа, директор Клиники болезней уха, горла и носа, профессор, д.м.н Валерий Свистушкин.

«Бывают такие ситуации, от которых мы сами в хорошем смысле в шоке, — отмечает профессор Петр Кочетков. — Когда к нам поступали абсолютно слепые пациенты, которые сначала ничего не видели и сопровождающий водил их по клинике за ручку. А после операции пациент смотрит на врача и говорит: “Теперь я знаю, как вы выглядите”».

Сегодня на счету отоларингологов Сеченовского Университета — более 500 спасенных глаз. По словам специалистов, как правило, эти пациенты в клинику уже не возвращаются. При проведении определенного обучения лор-хирургов эту операцию можно масштабировать на все регионы страны: для этого врачи Первого МГМУ подготовили для коллег статьи, где описали все особенности выполнения хирургического вмешательства и возможные осложнения.