Что за зверь «5 топ-100» и с чем его едят?
12 декабря 2018
 Что за зверь «5 топ-100» и с чем его едят?

Студенты и преподаватели наслышаны о проекте «5 топ-100», но о том, что это такое и зачем это нужно, многие до сих пор до конца не понимают.

Давайте вместе разберемся в этом и разложим по полочкам всю имеющуюся информацию, связанную с проектом.

В 2012 году Президент РФ Владимир Владимирович Путин издал указ №599, согласно которому к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов, соответствуя требованиям целевых рейтингов. Вот откуда собственно и взялось название программы «5 топ 100», а точнее это та цель, к которой стремится современная отечественная наука и образование.

Данный проект создан для того, чтобы повысить конкурентоспособность ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Подтверждая и доказывая, тем самым достойный уровень образования для специалистов всех направлений в нашей стране, которое способно конкурировать с зарубежными учебными заведениями.


Для участия в Проекте 5-100 был составлен перечень требований к российским университетам. Вузы, прошедшие отбор, обеспечиваются государственной поддержкой, которая позволит реализовать разработанные программы по повышению конкурентоспособности. Среди других вузов в конкурсе участвовал и Сеченовский университет, ставший единственным медицинским вузом, вошедшим в Проект 5-100.


Подробнее об этом проекте нам рассказал член-корреспондент РАН, профессор, первый проректор Сеченовского университета Андрей Алексеевич Свистунов.

— Андрей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о Проекте 5-100. Что конкретно сделано с момента его запуска в нашем университете?

— Основная идея и задача Проекта «5 топ 100» — это повышение международной конкурентоспособности вузов России среди ведущих мировых университетов. Поэтому в самом названии заложена цель данного проекта: трансформировать наш университет под стандарты университета мирового уровня, что должно соответствовать уровню исследований, уровню подготовки наших выпускников, тем мировым стандартам, которые существуют в лучших университетах мира. На данный момент наш университет добился определенных успехов, мы представлены в двух глобальных мировых рейтингах — QS и THE. Согласно последнему докладу THE мы вошли в 800+, в рейтинге науки о жизни и медицины. Самая большая победа в рейтинге QS Брикс, где мы на 138 позиции из 400 университетов мира.

— Какие образовательные программы созданы совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и организациями?

— В настоящее время создано порядка15 образовательных программ вместе с университетами Европы и Китая, в основном это магистерские программы. В их число входят программы по общественному здравоохранению, промышленной фармации и биотехнологиям. Зачастую создание совместных программ должно обязательно соответствовать требованиям государств, с которыми мы сотрудничаем. К сожалению, система высшего медицинского образования в России пока во многом не совпадает с системами высшего медицинского образования в ведущих странах Европы и Америки. Я имею в виду, что у нас специалитет 5-6 лет, а во многих странах это бакалавриат и магистерские программы. Поэтому сейчас создаем совместные образовательные программы именно по магистратуре. С этого года совместно с Китаем приступаем к разработке совместного проекта по ординатуре, итогом которого станет программа двойных дипломов. Мы буквально 2 недели назад подписали соглашение о совместной образовательной программе с Ираном по 10 направлениям клинической медицины. Аналогичная потребность есть у Узбекистана. С российскими научными организациями и научными университетами у нас реализуются общие образовательные программы. В нашем центре инновационных образовательных программ «Медицина будущего» мы совместно ведем подготовку, привлекая специалистов из МИФИ (ядерного университета) и МФТИ (физтеха). Сейчас ведём переговоры с Бауманским университетом по формированию необходимых междисциплинарных компетенций.

— Каким образом могут принять участие в этом студенты и как они могут попасть, например, в ординатуру в Китай?

— Абсолютно свободно. Главное желание. Мы всегда публикуем такую информацию для студентов на новостных страницах сайта университета. Я надеюсь, что студенческая активность нам может помочь в информировании большего круга заинтересованных студентов о тех возможностях, которые предоставляет эта программа, а также о возможностях, которые сейчас имеет университет. Помимо нашего основного сайта пресс-служба также использует социальные сети для распространения этой информации. Студентам программа даёт огромные возможности: это обучение и практика в лучших зарубежных вузах, стажировка, обучение по программам двойных дипломов в тех странах, с которыми у нас уже налажены контакты и по тем направлениям, спектр которых уже отработан. Что особенно важно, это финансово поддерживается университетом, чтобы к нам вернулись многопрофильные высококвалифицированные специалисты международного уровня.

— Как Вы считаете: не будет ли утечки кадров за границу?

— Основная задача — усилить наш университет. Мы создаем условия работы для международных экспертов и ученых у нас в стране, повышаем концентрацию талантливых высококвалифицированных специалистов, собираем в Сеченовском университете лучших преподавателей и ученых и помогаем нашим выпускникам стать такими. Привлекая сюда международных экспертов и учёных, мы встраиваем их в наши научные проекты, в учебный процесс на наших кафедрах. Зарубежные специалисты могут нам помочь максимально быстро привести деятельность вуза в соответствие с теми стандартами, которые уже существуют и признаны в мировом, глобальном сообществе в образовательном или научном мире. Безусловно следующей задачей Проекта 5-100 будет то, чтобы наши студенты, ординаторы, аспиранты, в которых мы вкладываем средства, обучаем и стажируем в ведущих научных центрах Европы, Азии и Америки, вернулись сюда с новыми идеями, знаниями, технологиями, чтобы они встраивались в реальную работу научных лабораторий страны. Более того, уже есть специалисты, которые уезжали когда-то давно заграницу и вернулись к нам. Мы готовим специалистов для глобального мира, но даже если наши выпускники уедут, они всё равно будут нашими представителями, которые с честью несут звание выпускника «Первого меда».

— Расскажите, подробнее про двойные дипломы?

— За 3,5 года, что мы работаем в Проекте 5-100, у нас появилось определённое количество аккредитованных образовательных программ в разных странах мира, где диплом Сеченовского университета признается автоматически. Да, это пока не страны Евросоюза, а Азия, Малайзия, Таиланд, Шри-Ланка, Намибия, Бахрейн, Иран. Но, например, есть магистерская программа по общественному здравоохранению, которая котируется у нас, в Германии и Австрии. Таким образом, если специалист приедет в эти страны с дипломом Сеченовского университета по общественному здравоохранению, то он автоматически пройдет нострификацию диплома. Каких-либо других экзаменов не потребуется. Это даёт нам определенную академическую репутацию и повышает авторитет нашего университета в том, что наше образование признается автоматически в других странах мира. А второе — это привлечение к нам иностранных абитуриентов.

— Расскажите про результаты ребрендинга ВУЗа?

— В 2015 году, когда мы заходили в Проект 5-100, был большой конкурс. Отбор проводился международным экспертным советом при Министерстве образования России. Этот совет оценивает нас и сейчас каждые полгода, как мы продвигаемся и какие делаем успехи. У нас есть ключевые показатели эффективности «дорожной карты». Первое, на что обратили наше внимание эксперты — это название университета. Нам было бы очень трудно продвигаться в мировом образовательном пространстве, имея сложное для восприятия англоязычной аудитории название «Первый медицинский», у них нет такого понимания «First Med». Для нас с вами это понятно, но если мы посмотрим на мир, то там вузы не называются первым, вторым или третьим. Но мы не отошли от традиционного исторического нашего названия, поскольку ректор и Учёный совет однозначно приняли решение — от звания «Первого меда» мы никогда не отойдем — это наша история, чтобы нам не говорили. Мы продумали и дополнительно назвали себя Сеченовским университетом, чтобы больше соответствовать восприятию нашего вуза в мире. И сейчас мы продвигаем свой бренд уже под этим названием. Логотип и всю корпоративную культуру, связанную с ребрендингом мы подумали и изменили, чтобы она тоже соответствовала неким более упрощенным стандартам, которые приняты мировым сообществом. Много думали — около года, принимали решения, обсуждая и устраивая конкурсы. Решение было не простым. Более того, мы думаем о том, чтобы доработать логотип. Мы уверены, что этот ребрендинг создаст более точное восприятие нашего образа.

—Каким образом могут помочь студенты стать вузу лучше?

Кроме отличной учёбы, несомненно — это участие в научных кружках и научных проектах, написание статей и прочее. В этом вам помогут и в СНО, и в ЦНК, где студентов встраивают в лаборатории, учат практическим навыкам. Ищите информацию об этих возможностях на кафедрах и информационных ресурсах университета.

– Спасибо вам, Андрей Алексеевич, за подробное и содержательное интервью, думаю, данная информация будет полезна и поможет в выборе направления и профессиональном росте как для студентов, так и наших абитуриентов.

Интервью подготовила корреспондент студенческого пресс-центра: Мария Папичева