ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
E-LEARNING/COVID-19
КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ AMEE
24 марта 2020г
Уважаемые коллеги!
Данные рекомендации являются инициативой АМЕЕ в помощь преподавателям медицинских ВУЗов в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией и вынужденным переходом на дистанционное обучение.
COVID-19 пандемия – это кризис, открывающий перед нами новые возможности в сфере образования.
Медицина в силу своей специфики не способна полностью перейти на систему он-лайн обучения, но уверенно можно сказать, что оно не будет прежним. Он-лайн обучение во многом отличается от принципов обучения офф-лайн, а размещение лекций и учебно-методических материалов на существующих порталах/платформах ВУЗов является лишь вершиной дистанционного обучения.
Где гарантия, что студент добросовестно и успешно освоит материал, свалившийся на него в больших объемах?
Главный принцип e-learning (обучение с помощью электронных средств) основывается на выстраивании обратной связи со студентами посредством использования цифровых технологий. И у нас, коллеги, появилась такая возможность - тестировать различные технологии в образовательных целях. В сложившейся ситуации необходимо быстро и эффективно реагировать, выстраивать краткосрочные планы по решению возникающих проблем. Совместная коллаборация и доверие позволят нам выйти на новый этап развития в сфере образования.
Пошла вторая неделя дистанционного обучения, и могу сразу отметить интересное оживление в студенческой среде: ребята задают вопросы, есть и такие, кто интересуются темами, выходящими за рамки учебной программы. Также появилась возможность практиковать принцип peer-to-peer teaching (коллегиальное обучение среди сверстников) и near-peer teaching (коллегиальное обучение с участием старшекурсников и ординаторов): студенты старших курсов подключаются в чаты, и цифровые технологии во многом этому способствуют.
Мы предлагаем для Вас удобную подборку с ссылками на инструкции. К сожалению, не все средства коммуникации могут быть использованы в настоящий момент, так как требуется университетская подписка, тем не менее, большинство из них доступно для индивидуального пользователя.
Рекомендации:
1. Студент не должен быть изолированным от учебного процесса и возможности общения с преподавателем - оставайтесь на связи, выделите день и время, когда студенты могут общаться с Вами и получить ответы на интересующие вопросы;
2. Обратная связь, оценивание результатов, дедлайны крайне важны для эффективного выстраивания учебного процесса и мотивации студента;
3. Планирование занятия и размещение материалов необходимо осуществлять заблаговременно;
4. В ход могут идти различные технологии (о них более подробно в тексте ниже), пока Университет усовершенствует свою LMS (Learning Management System - Система Управления Образованием);
5. Много материала - не значит лучше. В условиях дистанционного обучения усвоение материала происходит замедленными темпами. Перегруз информацией не вызывает восторга у обучающихся.
ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ ДЛЯ ОНЛАЙН КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
I. Для проведения онлайн занятий, вебинаров, видео-конференций, чатов Вы можете использовать следующие инструменты:
I.1 ZOOM – базовая версия бесплатная, достаточно самостоятельно зарегистрироваться. Возможно использование без корпоративной подписки.
I.2 Microsoft Teams, MS Teams – необходимо наличие корпоративной почты - возможно внедрение в долгосрочной перспективе.
https://teams.microsoft.com/downloads
I.3 Google Hangouts - доступ бесплатный, интеграция с Gmail и Google +, группы с чатами до 100 человек. Можно использовать без корпоративной подписки, но расширяет возможности при подключении к G Suite for Education (в перспективе)
https://support.google.com/hangouts/answer/3115553?co=GENIE.Platform%3DDesktop&hl=ru
I.4 Skype – для общения в малых группах и индивидуально. Возможно использование без корпоративной подписки.
https://support.skype.com/ru/faq/FA11098/kak-nachat-ispol-zovat-skype
I.5 YouTube - запись и размещение лекций, вебинаров. Возможно использование без корпоративной подписки.
Инструменты для самостоятельной записи лекций:
-Камера телефона:
Установите телефон в горизонтальном положении;
Установите камеру на штатив, во избежание рывков;
Не используйте функцию zoom, это может привести к пикселизации изображения;
Снимайте в хорошо освещенном помещении, но не против солнца или другого источника света.
- Screencast - https://screencast-o-matic.com/
- Bandicam - https://www.bandicam.com/ru/
- Movavi - https://www.movavi.ru/support/how-to/
- UVsoftium - http://uvsoftium.ru/products/uvscreencamera
I.6 Социальные сети (Facebook, VKontakte и др.) - виртуальная среда общения студентов.
I.7 Мессенджеры (WhatsApp, Facebook, Telegram, Google Chat и др) для быстрого обмена информацией.
ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ ДЛЯ ОНЛАЙН КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
II. Для размещения домашнего задания, включая тесты, клинические кейсы, дополнительные материалы по изучаемым темам и осуществления контроля (“Control the Controllable”) за их выполнением Вы можете использовать следующие инструменты:
II.1 Google Classroom - регистрация и бесплатное пользование возможно с личного аккаунта. В перспективе использование в рамках G Suite for Education. Google Classroom доступен везде, где есть Интернет. В классе нет рекламы, а все размещенные материалы не могут быть использованы в коммерческих целях.
Класс интегрирован с Google Docs, Gmail, Google Sheets, Hangouts, Google Chat, а также с YouTube.
Используя данную платформу, преподаватель сохраняет возможность продолжить работу со студентами в рамках изучаемого курса, перейдя в цифровую среду.
Инструкция
https://support.google.com/edu/classroom/?hl=ru#topic=6020277
https://support.google.com/edu/classroom/answer/6072460?hl=ru&ref_topic=9049890
II.2 Google Forms - С помощью Google Forms можно создавать онлайн-опросы и тесты с функцией самостоятельной проверки, а также отправлять их другим пользователям. Интегрирован с Google Classroom.
Пошаговая инструкция.
https://support.google.com/docs/answer/6281888?co=GENIE.Platform%3DDesktop&hl=ru
Также прилагаем ссылку на обучающие вебинары, которые помогут расширить ваши знания в области e-learning: организация и запись онлайн лекций, семинаров, а также проведение оценки знаний в условиях дистанционного обучения.
https://www.wiley.com/network/instructors-students/covid-19-online-teaching-resources-1
Мы будем рады сотрудничеству и готовы пополнить список рекомендаций интересными предложениями с Вашей стороны.
С уважением,
Э.И. Авакян
Директор Представительства
Международной ассоциации по медицинскому образованию (AMEE)
Сеченовский Университет
Sincerely,
AMEE Russia Centre
Sechenov University
instagram: @amee_russia_esmaavakyan