Медицинская этика в Германии

03.04.2019
В рамках Весенней научной школы «Этические основы исследований в медицине и гуманитарной сфере» под руководством директора Института академика РАН, д.м.н., д.социол.н. профессора А.В. Решетникова на кафедре гуманитарных наук прошел цикл открытых лекций, посвященных медицинской этике.

В рамках Весенней научной школы «Этические основы исследований в медицине и гуманитарной сфере» под руководством директора Института академика РАН, д.м.н., д.социол.н. профессора А.В. Решетникова на кафедре гуманитарных наук прошел цикл открытых лекций, посвященных медицинской этике. Директор Института истории, философии и этики медицины Ульмского университета профессор Флориан Штегер (F. Steger), который также является профессором Сеченовского университета, рассказал о работе клинических и исследовательских этических комитетов, а также об этических проблемах в репродуктивной и пренатальной медицине в Федеративной республике Германия.

Профессор Ф. Штегер, возглавляющий клинический и исследовательский этические комитеты в Ульмском университете, проиллюстрировал свои выступления случаями из практики. Клинические (или больничные) этические комитеты созданы для консультирования клиницистов по этическим вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи, тогда как исследовательские этические комитеты (ИЭК) были созданы раньше клинических, и рассматривают все медицинские исследования на человеке. В состав ИЭК Ульмского университета входит 15 человек (врачи, юристы, фармаколог, психолог, медсестра, статистик и др.) и в течение года рассматривается около новых 500 заявок. В рамках Весенней научной школы участники смогли подробно обсудить вопросы взаимодействия с этическими комитетами при организации исследований, сформировать понимание процедурных этапов и на практических примерах выработать необходимые алгоритмы действий.

В открытых лекциях доктора Юрген Бруннер (J. Brunner) представлен практический опыт применения этических основ в когнитивной поведенческой и психодинамической психотерапии. В научной дискуссии участники школы получили представление о важных нюансах, связанных с исследованиями с участием человека, проанализировать основные риски и сформировать понимание приоритетной необходимости этических компонентов в практической работе врача и исследователя.

Выступления немецких коллег вызвали живой интерес аудитории, в неформальной обстановке обсуждались планы совместных публикаций и расширение направлений сотрудничества с немецкими коллегами. В частности, на осень 2019 года запланирована встреча проф. Ф. Штегера и членов Локального этического комитета Сеченовского Университета для обмена опытом.

Б.Л. Лихтерман