Директор Института фармации Первого МГМУ Галина Раменская рассказала ребятам о современных исследованиях, открытиях и интересных фактах, описала путь, который проходит новый лекарственный препарат от пробирки до аптечного прилавка, ответила на вопросы и дала практические советы тем, кто хочет связать свою жизнь с данной сферой.
Чем отличается фармация от фармацевтики? Как разрабатываются новые лекарства? Кем могут работать студенты-провизоры? В Институте фармации им. А. П. Нелюбина Сеченовского Университета Минздрава России прошла встреча школьников Москвы и Московской области с директором института, завкафедрой фармацевтической и токсикологической химии им. А. П. Арзамасцева, д. фарм. н., профессором Галиной Раменской. Она ответила на эти и другие вопросы и рассказала о будущем фармацевтической отрасли.
Встреча состоялась в рамках проекта Политехнического музея «Диалог с ученым». На нее собрались старшеклассники, которые уже сейчас задумываются о выборе будущей профессии. Темой беседы стала фармация — наука, изучающая процессы, связанные с созданием, разработкой и производством лекарств.
Галина Раменская рассказала ребятам об истории зарождения фармацевтической науки с конца XVII века, когда в Москве появилась первая общедоступная аптека, и описала весь жизненный цикл нового лекарства, начиная с его выхода из пробирки. Далее она подробно остановилась на таких этапах, как доклинические и клинические исследования, анализ качества, регистрация препарата, промышленный выпуск и контроль за безопасностью.
На сегодня в институте три направления подготовки: «Биоинженерия и биоинформатика», «Биотехнология», «Фармация». Говоря о перспективах развития отрасли, директор института отметила, что на них отражаются те самые тенденции развития медицинской фармацевтической науки, которые сегодня оказывают наибольшее влияние на подготовку специалистов. «Это генная терапия, это переход к превентивной медицине, вопросы персонализированной медицины, методы доставки таргетной терапии, продление активного периода жизни. Если посмотреть, как в последние годы менялись эти тенденции, то можно сказать, что мы смещаем акцент от химии как таковой, от органического синтеза к так называемым «умным» лекарствам, генной инженерии, нано- и клеточным технологиям», — отметила Галина Раменская.
Вторым спикером стала главный хранитель Политехнического музея Алла Нудель. Она ознакомила ребят с уникальными музейными предметами из специализированного фонда «Оборудование химической лаборатории». Школьники узнали, как выглядели первые газовые горелки, микроскопы, весы, лабораторное оборудование и посуда, реактивы и химические препараты.
После дискуссии состоялась экскурсия по лабораториям. Аспиранты и ординаторы института — вчерашние студенты — рассказали школьникам о выращивании органов на чипе — в дальнейшем они будут использоваться для тестирования лекарств. Ребятам показали, как можно развивать свои навыки с помощью VR-технологий, как проходит практика на производстве, чем занимается провизор, а также представили работу хроматографа, на котором происходит разделение веществ.
Диалог с учеными — образовательное мероприятие Политехнического музея. Они проводятся в формате дискуссии между школьниками и ведущими учеными в определенной области научного знания и имеют в том числе и профориентационный характер. В 2023 году данный проект стал победителем в номинации «Образовательные и просветительские инициативы» MUF Community Awards.