Пятигорская Н.В. и Аладышева Ж.И. приняли участие в XXV ежегодной Всероссийской конференции «ФармМедОбращение-2023» в сессии «Подготовка фармацевтических кадров для российского рынка»

Пятигорская Н.В. и Аладышева Ж.И. приняли участие в XXV ежегодной Всероссийской конференции «ФармМедОбращение-2023» в сессии «Подготовка фармацевтических кадров для российского рынка» Приводим тезисы доклада на конференции





Комплексный подход к развитию системы подготовки кадров для фармацевтической отрасли
Пятигорская Н.В., член-корр. РАН, д.ф.н., профессор, Сеченовский университет
Аладышева Ж.И., к.м.н., доцент, Сеченовский университет

Современная фармацевтическая отрасль представляет собой высокотехнологичный наукоемкий сектор экономики, имеющий большое социальное значение. Подготовка кадров для фармацевтической отрасли включена в государственную промышленную политику, однако, комплексно нигде не описана. Разработанная нами профессионально-компетентностная модель фармацевтической отрасли основана на концепции жизненного цикла лекарственного средства и поддерживающих его процессах. Такая модель позволяет учесть все виды профессиональной деятельности в отрасли и степень их отраслевой специализации; выявить основные задачи и их типичность (повторяемость), определить базовые (ведущие) отрасли знаний для каждого вида профессиональной деятельности и специфические блоки знаний, и, следовательно, стать основой для проектирования различных образовательных программ в интересах фармацевтической отрасли.

Структура модели подготовки кадров для фармацевтической отрасли отличается от других отраслей, что обусловлено особенностями сферы здравоохранения, а также наличием регуляторных требований к внутреннему (корпоративному) обучению, как в виде указаний в нормативных правовых актах, так и посредством примерных образовательных программ, утверждаемых Минздравом России. При комплексном подходе содержание образовательных программ проектируется как единый континуум знаний и умений, который начинается в предуниверсариуме, и продолжается в высшем образовании, аспирантуре и в сегменте образования в течение жизни, что обеспечивает системную подготовку кадров, включая готовность к профессиональной деятельности. В этой связи особенно остро стоит вопрос разработки методологии оценки образовательных программ и ее валидации. Подготовка научных кадров для фармацевтической отрасли может быть основана на модели компетенций в научной сфере, разработанной АКУР.

Система подготовки кадров, особенно для практической деятельности нуждается в создании и развитии экосистемы, которая бы поддерживала и способствовала её развитию. Решение даже отдельных задач в этой экосистеме дает мультипликативный эффект, что было показано на примере решения задачи по повышению публикационной активности в области фармацевтических наук.