Центр Научной Карьеры: вокруг меня невероятные люди!

Центр Научной Карьеры: вокруг меня невероятные люди! Тьютор Арсен Аракелян о том, как сверхзадачи формируют личность и воспитывают качества, необходимые молодому ученому и преподавателю.

Окончательный выбор профессии я сделал в старших классах – не найдя ни одного более интересного и сложного направления, чем медицина. В ней я видел сочетание всего того, что я люблю – много учиться и работать над собой не только в интеллектуальном плане, но и совершенствоваться, как личность, постоянно взаимодействовать с людьми и помогать им. Недолго думая, я отыскал все возможные мероприятия по медицине: лекции, олимпиады, практические занятия и стал активно в них участвовать, и в некоторых даже занимал призовые места. Но, что было в дальнейшем большим разочарованием - ни школа, ни эти курсы так и не дали мне полного представления о настоящей медицине.

Выбирая университет, я твердо решил поступить именно в Сеченовский университет – репутация лучшего медицинского университета сделала свое дело. После недолгого обучения в университете я понял две важные истины: первая – то, что обычное посещение лекций и семинаров без какой-либо другой деятельности очень быстро мне наскучит, и вторая - как итог первой - я должен заниматься научной и преподавательской деятельностью. Научная деятельность казалась мне неотъемлемой частью самого обучения, а немного позже пришло понимание и того, что в современных реалиях - это важнейшая часть медицинской профессии.

Я никогда не боялся сложностей и ответственности. Это очень важная черта, и, по-моему, все должны к этому стремиться. Нужно помнить, что каждое действие и слово в нашей жизни это опыт- неважно приятный или нет, смысл всегда в опыте. И скажу даже больше, в моменты, когда человек допускает много ошибок, у него больше возможностей для личностного роста и развития. Поэтому никогда не бойтесь пробовать себя в чем-то новом, неизвестном и по началу страшном. Только так вы найдете то, что вы на самом деле ищете.

Мой путь в науку начался на 1 курсе со знакомства с действующим координатором Центра Научной Карьеры (ЦНК) Никитой Сушенцевым. На сегодняшний день Никита и я входим в состав авторов Биомедицинской олимпиады школьников и вместе активно занимаемся научно-популяризаторской и профориентационной деятельностью, читая лекции и проводя различного рода практические занятия медицинской направленности для школьников. Тогда Никита искал студентов для написания научного обзора по перспективным методам диагностики онкологических заболеваний. Естественно, как и любого первокурсника меня интересовала онкология и с первых же дней университета я изучал ее с огромным интересом, а возможность попробовать себя в научной работе особенно зажигала мой ум. В конечном итоге для написания работы Никита выбрал меня, а научным руководителем стала доцент кафедры биологии и общей генетики Татьяна Дегтяревская. По сути, Никита выступил в роли тьютора. За полгода мы написали работу на тему «Перспективы использования циркулирующей опухолевой ДНК в качестве биомаркера для диагностики злокачественных новообразований» с дальнейшей презентацией работы на конференции «Медицинская весна - 2015». В начале второго курса работа была опубликована в журнале «Сеченовский вестник».

В процессе поиска информации по теме научной работы я столкнулся с важной деталью. Речь идет об иностранном языке. Школа с углубленным изучением иностранных языков, в которой я проучился дольше остальных школ, дала именно тот фундамент, который оказался необходим для этой цели. Именно благодаря моей школе и профессионализму учителей работа со статьями на английском не представила особой сложности. Также, особая благодарность родителям за правильные советы и выбор подходящей школы. В итоге я справился с поставленной задачей написания обзора. К сожалению, мировая медицинская научная среда говорит и пишет главным образом на английском языке. И тут на первый план выходит важнейшее требование для всех, кто решил или намеревается заняться наукой в медицине – необходимость знания английского языка.

Второй курс я посвятил учебной деятельности, научная деятельность на тот момент не потеряла свой интерес, однако, после предыдущей работы стало ясно, что мне не хватает знаний по общей медицине, закономерностям возникновения и развития болезней, их диагностике и лечению. Однонаправленное изучение темы не раскрывает в полной мере, особенно на 1 курсе, всех деталей нужных для качественной научной работы, даже студенческого уровня. Я бы сказал, что мне не хватало и жизненного опыта для полноценного размышления над вопросами, которыми я занимался. Поэтому на некоторое время было сделано решение отложить научную деятельность. Для этой цели как нельзя лучше подходила кафедра биохимии. Изучая ее, приходилось одновременно исследовать множество разделов медицины. Особенно важным человеком в этом направлении стал для меня Юрий Борисов – человек с феноменальной памятью и нескончаемым объемом знаний, у которого имелись ответы на абсолютно все вопросы. Он мотивировал всех вокруг своим примером, его персонализированный подход к каждому студенту и внимательность в обращении и обучении – редчайшее явление. Биохимия и другие дисциплины потихоньку расставляли все по полочкам в моей голове, а изучение основ академического письма и принципов проведения научных исследований принесло осознание того, что можно наконец вернуться к научной деятельности.

Очень кстати оказалось предложение стать тьютором в новообразованном Центре Научной Карьеры. Именно с этого и начался 3 курс – к проекту я отнесся с огромным энтузиазмом и с удовольствием согласился на предложение координатора центра. С Центром Научной Карьеры, его заслугами и достоинствами знакомы многие. Я же хотел бы осветить ту его сторону, которая осталась скрытой от окружающих. Для нас - тьюторов этот проект также стал открытием, многих я не знал до первой организационной встречи и это была отличная возможность с ними познакомиться. Тьюторский состав центра просто восхитительный! Это инициативные личности, каждый по-своему талантливый и особенный. У многих за плечами, несмотря на их молодой возраст, множество заслуг и достижений. Есть чему учиться и к чему стремиться. Наше знакомство дало начало множеству новых идей и планов даже вне работы центра.

Руководителем Центра Научной Карьеры является профессор Ольга Морозова. Познакомились мы с ней еще на конференции «Медицинская весна - 2015», однако, дальнейшее наше сотрудничество не продолжилось. Уже после назначения меня тьютором ЦНК Ольга Леонидовна предложила мне написать обзорную работу по исследованию хронического пиелонефрита у детей с аноректальными мальформациями для публикации в журнале «Педиатрия им. Г.Н. Сперанского», а также присоединиться к гранту по исследованию влияния интраобдаминальной гипертензии на почки детей. Надо сказать, что за то недолгое время знакомства и совместной работы с Ольгой Морозовой – она стала самым заботливым руководителем за все время взаимодействия с преподавателями и профессорами в университете, всегда при этом оставаясь требовательной и критичной. Я думаю это очень важные качества, особенно при работе со студентами младших курсов. К сожалению, приходя в университет с огромными амбициями и мечтами, все разбивается об скалы непонимания со стороны части преподавателей, не имеющих представления о том, как строить эффективный диалог со студентами. Профессор Ольга Морозова – исключение. Успех ЦНК этому отличный пример – умение грамотно построить работу со студентами, с тьюторами – талант, требующий открытости души, большой доброты, желания делиться опытом и знаниями.

Подводя итоги всего вышеописанного, напишу немного о своих планах на будущее. Собираюсь продолжить заниматься темой гранта под руководством Морозовой Ольги Леонидовны и опубликовать еще несколько статей. Кроме того, я ставлю перед собой цель поступить в Дирекцию Образовательных Программ Международной школы «Медицина будущего». Также, намереваюсь продолжить деятельность тьютора в Центре Научной Карьеры и активно работать во благо проекта. Помимо научной деятельности в планах продвижение СНК биохимии и СНК иностранных языков, а также внеуниверситетская преподавательская деятельность со школьниками.

И в конце, поделюсь самым главным - именно тот факт, что вокруг меня всегда были невероятные люди – привел меня к тому, кем я стал. Это постоянный обмен опытом и знаниями, мыслями и впечатлениями – они вдохновляли меня на каждом шагу, а без вдохновенья - сами знаете - сложно чем-либо заниматься долго и качественно. Поэтому спасибо всем, кто был и есть рядом, а вам, дорогие читатели, желаю найти такое же окружение и непрерывно двигаться вперед! 

Арсен Аракелян,

Тьютор Центра Научной Карьеры