Заимствуя лучшее: система наставничества Кембриджского университета

Заимствуя лучшее: система наставничества Кембриджского университета 24 апреля 2017 года началась стажировка координатора Центра научной карьеры Сеченовского университета (руководитель – профессор Ольга Морозова), студента Международной школы «Медицина будущего» (директор – профессор Юлия Федорова) Никиты Сушенцева в Кембриджском университете (Великобритания).

Поездка стала возможной благодаря прошлогоднему визиту в Кембридж директора Института регенеративной медицины Сеченовского университета Дениса Бутнару и Никиты Сушенцева. В феврале 2017 годп Сеченовский университет принимал делегацию Кембриджского медицинского общества, с которым было заключено соглашение о сотрудничестве. В рамках данного соглашения была организована стажировка.

Стажировка посвящена изучению системы наставничества (supervision), являющейся частью медицинского образования в Кембридже с момента его начала в 1540 году.

Помимо лекций и практических занятий студенты-медики еженедельно встречаются со своими наставниками (supervisors) для более глубокого разбора изучаемой темы. В рамках занятий студенты разбирают ранее написанные эссе, делают короткие доклады о современных достижениях в изучаемой области или повторяют пройденный ранее материал. Кроме того, ребята могут задать любые вопросы, вызывающие трудности при прохождении программы, или попросить совета о том, как начать более глубокое изучение заинтересовавшей их проблемы. Таким образом, наставничество олицетворяет индивидуальный подход к медицинскому образованию, который так ценится в Кембриджском университете.

В качестве примера можно привести занятие по анатомии, проведенное директором медицинского направления и почетным членом (Fellow) Gonville & Caius College, профессором Дэвидом Ричесом (Professor David Riches). На занятии присутствовали три студента первого курса Gonville & Caius College. Занятие было посвящено повторению анатомии шеи и органов средостения. Профессор Ричес продемонстрировал студентам фотографии препаратов, приготовленных на кафедре анатомии Кембриджского университета, и попросил их определить те или иные анатомические структуры, а также описать их функции и клиническую значимость. Подобный формат занятия был продиктован близостью экзамена. По завершении занятия профессор Ричес и студенты выразили заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве с Сеченовским Университетом по вопросам образования и науки и отметили готовность обмениваться опытом преподавания и в будущем.

Никита Сушенцева посетил лекции по репродуктологии (Human Reproduction), фармакологии (Mechanisms of Drug Action), молекулярной медицине (Molecules in Medical Science). Следует отметить, что каждую лекцию читает один из ведущих специалистов в соответствующей области. Важной частью каждой лекций является ретроспективный анализ развития тех или иных научных взглядов: студентам дается описание ключевых экспериментов, заложивших основы для современного понимания проблемы. Материал преподносится через призму клинической значимости. Каждая лекция завершается анонсом наиболее перспективных направлений исследований в описываемой области, что каждый раз мотивирует студентов на начало научного поиска.

Стажировка в Кембриджском Университете реализована в рамках академической мобильности, Мультидисциплинарного центра клинических и медицинских исследований, Международной школы персонализированной и трансляционной медицины (Стратегической Академической Единицы №2), Проекта 5-100.

Особая благодарность за организацию поездки выражается:

руководству Сеченовского Университета – ректору, академику РАН Петру Глыбочко, первому проректору, члену-корреспонденту РАН Андрею Свистунову;

директору Международной Школы «Медицина Будущего» Сеченовского университета, профессору Юлии Федоровой;

руководителю Центра научной карьеры Сеченовского университета, профессору Ольге Морозовой;

директору медицинского направления Gonville & Caius College доктору Джеймсу Фрейзеру (Dr James Fraser).

Начавшееся сотрудничество позволяет рассчитывать на формирование крепких образовательных, научных и дружеских связей, выгодных для студентов и ученых обоих университетов.