«Виртуальный пациент» – для реальных врачей

1 (31).jpgВ Сеченовском Университете рассказали об уникальной онлайн-платформе, которая поможет обучать будущих педиатров

Искусственный интеллект, электронные рецепты и медкарты, телемедицина и умные гаджеты для удаленного мониторинга – цифровые технологии уже сейчас облегчают работу врачей, экономят их время и улучшают качество диагностики. А как используют цифровые технологии для обучения студентов медвузов? Об этом 5 апреля на круглом столе в Сеченовском Университете рассказали деканы педиатрических факультетов ведущих российских медицинских вузов.

Самообучающаяся система

Круглый стол, посвященный проблемам и перспективам цифровизации при подготовке врача-педиатра, открыла доцент кафедры педиатрии и детской ревматологии Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова Сеченовского Университета Минздрава РФ Евгения Чистякова. Она представила коллегам инновационную разработку университета – онлайн-платформу с искусственным интеллектом «Виртуальный пациент». Речь идет об образовательном модуле, который поможет студентам изучать дисциплины педиатрического профиля и контролировать полученные знания и навыки. А в перспективе «Виртуальный пациент» станет незаменимым помощником и для уже практикующих педиатров. На основе анализа больших массивов данных самообучающаяся система поможет в диагностике лечении и профилактике заболеваний у детей.

Разработка «Виртуального пациента» началась полтора года назад, рассказала Евгения Чистякова. Изначально идея была создать удобную справочную систему для студентов. Платформу для «Виртуального пациента» разработала компания «НитросДэйта Рус», а справочный материал для нее – информацию о нормальных показателях здоровья детей от рождения до 18 лет, заложили эксперты рабочей группы университета. На сегодня в программу загружено 575 уникальных показателей при комбинации которых формируется 248 тысяч комбинаций. «Виртуальный пациент» будет сравнивать «норму» с болезненными симптомами, анализировать данные и на основе сотен тысяч комбинаций показателей помогать ставить диагноз и предлагать план обследования и лечение.

По словам Евгении Чистяковой, уже в ближайшее время студенты смогут использовать «Виртуального пациента» не только для обучения, но и для контроля полученных знаний. Для программы уже разработаны 800 тестов по различным системам организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной и другим. В перспективе – трансформация системы в цифрового двойника. В систему подгрузят материал, основанный на современных клинических рекомендациях, протоколах лечения и реальных историях болезней.

«Виртуальный пациент» будет полезен не только для студентов, но и для ординаторов, аспирантов и врачей, повышающих квалификацию, уверена специалист. Они смогут отрабатывать алгоритмы действий в условиях, максимально приближенных к реальным условиям работы.

Спикер также отметила, что «Виртуальный пациент» очень удобен и прост в использовании. Это подтвердило проведенное анкетирование студентов и преподавателей, которые высоко оценили программу. Правда, было одно принципиальное замечание.

«Изначально мы ориентировались на использование «Виртуального пациента» исключительно на компьютере, – пояснила Евгения Чистякова. – Наши студенты обратили на это внимание – сказали, что им бы хотелось иметь возможность знакомиться с учебным материалом на телефоне».

Сейчас это недочет уже исправлен, добавила специалист. Программой можно пользоваться и на компьютере, и на мобильном устройстве, что, несомненно, повышает ее доступность для обучающихся.

Зачем студентам симуляторы
С докладом о роли цифровых технологий в симуляционном образовании педиатров выступила заместитель руководителя Аккредитационно-симуляционного центра Института электронного медицинского образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Александра Белобородова. Она рассказала об использовании при подготовке студентов специальных тренажеров, которые с помощью цифровых технологий дают обратную связь. Самый распространенный из них – симулятор  для обучения сердечно-легочной реанимации.

«При проведении такой реанимации мы можем визуально оценить правильное положение рук или частоту компрессии, – объяснила спикер, – но без обратной связи, которую дает симулятор, невозможно, например, определить глубину компрессии или объем вдыхаемого воздуха, который получил пациент».

Между тем эти параметры принципиальны для качественного оказания сердечно-легочной реанимации, подчеркнула эксперт. Симулятор позволяет не просто отработать этот навык, но и сделать его идеально качественным.

Еще одно преимущество тренажеров с цифровыми технологиями – они дают возможность студентам совершенствовать навыки без участия преподавателя, добавила Александра Белобородова. Например, такой важный навык как внутривенное введение лекарств учащиеся могут отрабатывать не только на практических занятиях, но и самостоятельно.

Заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней Сеченовского Университета Светлана Эрдес рассказала о тренажере для обследования дыхательной системы, который помогает студентам отрабатывать навыки физикального осмотра. Еще один полезный симулятор – манекен, позволяющий изучить все варианты нормы и широкий спектр патологий при обследовании сердечно-сосудистой системы.

В Сеченовском Университете обучают и работе в медицинских информационных системах, в том числе ЕМИАС. По словам Светланы Эрдес, студенты учатся заполнять учетные формы, составлять графики вакцинации и догоняющей вакцинации и овладевают этими навыками в полной мере.

Двоечники не побеждают
Цифровые технологии сегодня эффективно применяют и для проверки практических навыков. Например, при проведении ОСКЭ – объективного структурированного клинического экзамена, а также соревнований студенческих команд. Так, например, уже на следующей неделе в симуляционном центре Сеченовского Университета планируют провести конкурс «Proнавык», проанонсировала Евгения Чистякова. Это увлекательная командная игра, где студенты  продемонстрируют освоенные навыки и смогут проявить командный дух. По результатам конкурса определят призеров и победителей, которые получат определенные привилегии.

«Как показал опыт проведения конкурса «Proнавык» в прошлом году, двоечники в нем не побеждают, – заверила Евгения Чистякова. – Поэтому такие мероприятия – это еще и мощный стимулирующий фактор. Они актуальны именно в плане практикоориентированности наших студентов и приближения их к реальной действительности».

На круглом столе опытом применения цифровых технологий при подготовке будущих педиатров поделились и представители других российских медвузов. С таким докладом, например, выступил декан педиатрического факультета Башкирского государственного медицинского университета Ильдар Суфияров. Андрей Аверьянов – декан педиатрического факультета Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского – рассказал коллегам об индивидуализации образования и возможностях построения траекторий. А декан педиатрического факультета Тверского государственного медицинского университета Юлия Апенченко сформулировала «правило трех К» – компетентности, коммуникабельности и компьютеризации. По ее мнению, современный детский врач должен обладать  всеми этими навыками.

И все же, какими бы полезными и удобными ни были цифровые технологии, они лишь подспорье для будущих и уже практикующих врачей. Заменить реальное живое общение с пациентом не смогут даже самые современные компьютеры и девайсы. И об этом, резюмировали участники круглого стола, не стоит забывать ни студентам, ни преподавателям.

Фотоотчёт