В Сеченовском Университете завершилась Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
 В Сеченовском Университете завершилась Неделя высоких технологий и технопредпринимательства

С 13 по 17 марта в Сеченовском Университете была проведена серия мероприятий в рамках всероссийского проекта «Неделя высоких технологий и технопредпринимательства» для школьников. Основная задача Недели — знакомство учеников с передовыми российскими разработками в области высоких технологий. В рамках проекта Сеченовский Университет принял около 150 школьников. 

Накануне в альма-матер были проведены завершающие встречи со школьниками: квест-игра по станциям с выполнением заданий в Институте бионических технологий и инжиниринга, а также неформальная беседа со специалистами Института компьютерных наук и математического моделирования, в которой ученики узнали о тонкостях технического образования в Сеченовском Университете. 

По словам классного руководителя 11 класса Хорошевской гимназии «Хорошкола» Марии Рабеко, их учеников сложно удивить чем-то новым из-за высокого оснащения школы, однако Сеченовскому Университету это удалось. Так, например, разработки в радиоэлектронике, а также создаваемые в лаборатории управляемых бионических систем Первого МГМУ полимерные актуаторы для бионических протезов произвели особое впечатление на учеников. 

Квест-игра «Веление временем» включала шесть станций: «Печатная», «Полимерная», «Микростанция», «Виртуальная», «Сердечная», «Безопасность». Каждая из них представляла отдельные направления и области в инженерных сферах, которым обучают в Сеченовском Университете.

На станции «Печатной» школьникам показали работу и возможности FDM-3D-принтеров (моделирование методом послойного наплавления) и фотополимерного LCD-3D-принтера, в которых используется специальный пластик, затвердевающий под действием ультрафиолетового света.

В рамках «Полимерной» станции ученики участвовали в создании полимерного актуатора: нанесении электродов на полимерную пленку. Стоит отметить, что разработкой полимерных актуаторов, которые способны в бионических протезах преобразовывать электрическую энергию в механическую работу, занимаются специалисты лаборатории управляемых бионических систем Сеченовского Университета. По их словам, полимерные актуаторы могут сжиматься, растягиваться и изгибаться подобно биологическим мышцам. Таким образом, бионические протезы с применением актуаторов способны лучше воспроизводить движения конечностей в сравнении с механическими аналогами. 

На станции «Виртуальная» школьникам с помощью VR-технологий предложили провести процедуру лапароскопии — современный метод хирургии, в котором операции на внутренних органах осуществляют через небольшие надрезы. 

Разобраться с аппаратом вспомогательного кровообращения школьникам удалось на станции «Сердечная». Интерактив проходил в гидро- и гемодинамической лаборатории Университета, где изучаются движения жидкостей в сосудистых протезах. Там школьники самостоятельно устанавливали аппарат на сердце, а также узнали о методах исследования гемодинамических характеристик на примере Particle image velocimetry (метода добавления флюоресцирующих частиц в жидкость для наблюдения за ее потоком) на модели сердечно-сосудистой системы искусственного кровообращения.

На «Микростанции» школьники увидели работу микроскопов и узнали о новых областях их применения: например, для изучения моделей образцов в 3D-объеме. 

На станции «Безопасность» ученики узнали о нитиноле — биоматериале с уникальным свойством «память формы» — способности сплава возвращаться в изначальную форму при нагревании. Школьникам рассказали про использование нитинола в медицине: выпрямление и соединение сломанных частей костей с помощью нитиноловых фиксаторов, а также восстановление сечения поврежденных сосудов в организме человека. Также ребята собирали сигнализацию для домашней аптечки с помощью плат, фоторезисторов, зумеров, светодиодов, резисторов. 

«На квест-игре нам наглядно показали, чему обучают на инженерных направлениях подготовки Сеченовского Университета. В рамках проекта я посетила именно Сеченовский Университет, потому что рассматриваю его в качестве вуза для поступления. Личный визит в Университет позволил мне лучше понять, выпускником каких профессий можно здесь стать, а также с какими задачами придется столкнуться в рамках своей специальности. Одно дело — выбирать дома, с картинки. Другое — увидеть лично: так можно получить больше мотивации. Я думаю, что многим абитуриентам стоит рассмотреть инженерные направления подготовки в Сеченовском Университете, потому что это профессии будущего, набирающие обороты уже сейчас», — поделилась ученица 11 класса Хорошевской гимназии «Хорошкола» Николь Магулаева.

После квест-игры преподаватели инженерного профиля Университета рассказали школьникам о глобальных вызовах в области биомедицины. Например, про передовые разработки ученых с использованием искусственного интеллекта. Директор Института компьютерных наук и математического моделирования Сергей Симаков рассказал про то, как математики могут помогать врачам в решении важных задач практического здравоохранения. 

Так, на направлениях подготовки «Механика и математическое моделирование» студентов Сеченовского Университета учат в том числе составлять математическое моделирование течения крови и сердечно-сосудистой системы человека для более точной диагностики заболеваний отдельного пациента и более эффективного составления индивидуального плана лечения. Такие расчеты необходимы для широкого профиля операций (в том числе неинвазивных) для профилактики риска осложнений, ведь благодаря индивидуальным моделям можно регулировать дозу подачи лекарственных средств, а также количество манипуляций со стороны врача. 

Одной из самых важных тем, которую подняли преподаватели Сеченовского Университета на беседе с будущими студентами, стало то, для чего в медицинском университете развивается инженерное образование с математическим и инженерным уклоном. 

Первый МГМУ трансформируется в исследовательский медицинский университет мирового уровня. Будучи лидером в сфере медобразования России, альма-матер расширяет свои образовательные программы в сторону технических профессий и делает это на уровне топовых профильных вузов. Так, на инженерных и IT-направлениях подготовки — один из ведущих преподавательских составов страны.

Отдельное преимущество инженерного образования в Сеченовском выражается в симбиозе фундаментального естественно-научного образования, сильной медицинской базы и развитой научно-технологической инфраструктуры. 

По словам экспертов Университета, сегодня выпускники технических вузов идут в Сеченовский Университет Минздрава РФ за медицинским образованием, потому что в своей научной деятельности достигли того момента, когда без врача уже не могут создавать новую медицинскую приборную базу. Ведь зачастую для их запуска необходимы доклинические и клинические исследования, которые без медицинского базиса и должной оснащенности провести невозможно. Поэтому обучение на инженерных направлениях именно в Сеченовском Университете сразу после школы поможет сэкономить около 4-5 лет, а также быстрее построить карьеру и открыть передовые авторские разработки за счет компетенций на стыке наук. 

На четырех инженерных и IT-направлениях единая образовательная программа в первые два года. Такая опция позволяет студентам сменить свою образовательную траекторию, если они захотят развиваться в смежном направлении.

«Проводить такие мероприятия очень важно, потому что это один из способов доводить до абитуриентов информацию о непрофильных инженерных и IT-направлениях подготовки в Сеченовском Университете: «Наноматериалы»,  «Механика и математическое моделирование», «Материаловедение и технологии материалов», «Информационные системы и технологии».

Не все студенты технических вузов во время учебы получают доступ к тому оборудованию и тем экспериментам, которые мы показывали на Неделе высоких технологий и технопредпринимательства школьникам. Поэтому я уверен, что ученикам очень понравилось у нас в гостях», — отметил доцент Института бионических технологий и инжиниринга Сеченовского Университета, руководитель магистратуры по профилю «Бионические системы в медицине» Александр Марков, который курировал проведение квест-игры.