Тренинг разработан нейробиологами Сколтеха. Эта методика основана на использовании нейроинтерфейса и тренирует новые нейронные связи с помощью эфирных масел.
Ученые Клиники болезней уха, горла и носа УКБ № 1 Сеченовского Университета Минздрава России совместно с коллегами из Сколтеха апробируют обонятельный тренажер, который поможет людям вернуть способность ощущать запахи. Методика адаптирована для россиян, для ее использования получено разрешение Локального этического Комитета (ЛЭК). Исследование проводят врачи-оториноларингологи и нейробиологи.
В основе обонятельного тренинга лежит способность разных запахов действовать на функции нервной системы. Тренировка проводится с использованием электроэнцефалографии (ЭЭГ). Показатели ЭЭГ используются в качестве биомаркера, на ее основе создан нейроинтерфейс — программа, которая отслеживает состояние мозга пациента.
«Лечение обонятельных нарушений вызывает значительный интерес у исследователей по всему миру. Фармакологическое лечение включает применение лекарственных препаратов, однако эти методы лечения часто неэффективны ввиду отсутствия конкретной точки приложения лекарств. Нефармакологические подходы, напротив, эффективны с точки зрения идентификации запахов, различения запахов и порога их обнаружения. Реабилитация нарушения обоняния представляется перспективным методом и проводится посредством обонятельных тренировок (вдыхания различных запахов). Метод физиологически базируется на пластичности структур головного мозга, таким образом, мы можем «натренировать» новые нейронные связи и использовать регенеративные и адаптационные возможности обонятельной системы. Воздействие простых запахов может увеличить рост обонятельных рецепторов», — отмечает врач, к.м.н., ассистент кафедры болезней уха, горла и носа Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского Сеченовского Университета Михаил Свистушкин.
Для проведения тренинга пациенту надевается специальная шапочка с электродами. Затем электронный диффузор начинает распылять разные запахи, а также их комбинации, и пациент по команде вдыхает их. В это время ЭЭГ фиксирует биоэлектрические импульсы мозга человека, которые отражаются на экране компьютера. Задача врача — отследить корреляты, то есть взаимосвязи между узнаваемостью запаха для пациента и его мозговой активностью.
По словам лор-врача, к.м.н., ассистента кафедры болезней уха, горла и носа Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского Лилии Селезневой, в настоящее время при лечении нарушений обоняния врачи руководствуются только субъективными ощущениями пациентов. Отследить же объективный итог лечения не представлялось возможным. Таким образом, они получали субъективный и не цифровизированный результат.
«Мы понимали, что для того, чтобы контролировать результат лечения, нужна аппаратная цифровизация. Наш обонятельный тренажер — это, по сути, часть цифрового мониторинга. Сначала с помощью электроэнцефалограммы мы фиксируем начальный уровень восприятия запахов пациентом, а потом в процессе лечения отслеживаем изменения в головном мозге, которые возникли в процессе тренировки. Получается, что тренажер служит одновременно и для лечения, и для диагностики: пациент вдыхает запахи, что оказывает лечебное действие, а мы в это время мониторим изменения, которые происходят у него в головном мозге», — отмечает Лилия Селезнева.
Сейчас Клиника заболеваний уха, горла и носа Сеченовского Университета запустила клиническое исследование и набирает добровольцев из разных возрастных групп. Телефон для консультаций и записи: +7-917-599-56-21.
Предполагается, что в дальнейшем данная методика будет зарегистрирована в качестве метода лечения и будет широко применяться у пациентов с полипозом носа, после перенесенной коронавирусной инфекции и после операций на полости носа. Обращаться за лечением на тренажере смогут пациенты с обонятельными расстройствами, за исключением тех, кто имеет заболевания психиатрического спектра.
Сеченовский Университет продолжает трансформацию в исследовательский медицинский университет мирового уровня. Он участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», направленной на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий