Всего в мире бронхиальной астмой страдают около 360 миллионов людей, и их число растет вместе с урбанизацией и индустриализацией общества. У детей аллергические нарушения, включая астму, встречаются в 25–30% случаев. У маленьких детей выявить бронхиальную астму может быть затруднительно из-за сложностей диагностики. В Сеченовском центре материнства и детства разрабатывают и применяют уникальные приборы для ранней диагностики заболевания у пациентов младше шести лет. Какие подходы используют для диагностики и лечения, на что стоит обращать внимание родителям и как обучать детей жить с астмой, рассказала директор Клиники детских болезней Сеченовского центра материнства и детства, заведующая кафедрой детских болезней Сеченовского Университета, врач-педиатр, пульмонолог, аллерголог, доктор медицинских наук профессор Наталья Геппе.
– Наталья Анатольевна, в каком возрасте люди обычно заболевают бронхиальной астмой и что должно насторожить врача и родителей?
– Основная масса пациентов, около 80%, заболевает бронхиальной астмой в первые 5-6 лет жизни. Понять, что у ребенка именно астма, непросто, так как дети в первые годы жизни в связи с возрастными особенностями подвержены бронхиальной обструкции (затруднению дыхания с удлиненным выдохом и свистящими хрипами) на фоне инфекций.
Заподозрить астму может в первую очередь участковый педиатр, который ведет ребенка. В этом случае он направляет на консультацию к пульмонологу или аллергологу.
Насторожить должны сразу несколько диагностических признаков. Если эпизоды бронхиальной обструкции повторяются более трех-четырех раз в год, у ребенка есть или был атопический дерматит или аллергический ринит, отягощенная наследственность, то есть у родителей ребенка есть аллергические проявления, тогда высока вероятность, что у ребенка развивается бронхиальная астма.
К точности диагностики только по клиническим признакам возникают вопросы. Классический же метод, который позволяет измерить объемы легких и другие необходимые для диагностики показатели, – спирометрия – подходит только для детей с шести лет. Маленький ребенок просто не сможет сделать все необходимые маневры – нужно сделать очень глубокий вдох и выдыхать, выдыхать, выдыхать максимально долго. Поэтому для маленьких детей мы применяем другие технологии, разработанные нашими специалистами.
– В чем заключаются такие технологии?
– Недавно совместно с учеными Сеченовского Университета и МГТУ им. Н. Э. Баумана был создан новый прибор для ранней диагностики бронхиальной астмы – регистратор респираторных звуков. Устройство не только позволяет разделить выдыхаемые звуковые волны на осцилляции, но и регистрирует колебания, подсчитывает их выраженность и выводит данные в виде изображения. Это позволяет объективно оценить все нарушения дыхания. Такое обследование можно делать с первых лет и даже месяцев жизни.
В процессе регистрации находится еще один прибор, созданный сотрудниками Сеченовского центра материнства и детства, – капилляроскоп. С его помощью можно понять, насколько хорошо кровь доносит кислород до самых мельчайших сосудов – капилляров. Ведь когда нарушается бронхиальная проходимость, это сказывается на снабжении кислородом всего организма. Прибор позволяет выявить риск развития бронхиальной астмы на самых ранних стадиях и даже еще до появления клинических симптомов. Для оценки его эффективности наши сотрудники провели исследование, в котором принимали участие более 500 детей.
Одновременно с другими методами диагностики наши врачи проводят аллергообследование ребенка, чтобы определить, к каким аллергенам он чувствителен. От этого многое зависит – когда нужно усиливать терапию бронхиальной астмы, каких аллергенов избегать, чтобы не допустить обострений.
– А какие современные методы используют для терапии астмы?
– Терапия постоянно развивается и совершенствуется. Доказано, что во время обострения ребенку нельзя пользоваться исключительно бронхолитиками короткого действия, снимающими спазм. Во-первых, их передозировка может привести к тяжелым осложнениям вплоть до летального исхода. А во-вторых, в какой-то момент они могут не подействовать, так как не влияют на воспаление, а только облегчают состояние на короткое время.
Поэтому обязательно, чтобы ребенок получал ингаляционные противовоспалительные препараты, к которым относятся в первую очередь ингаляционные глюкокортикостероиды. Современные препараты высокоэффективны и безопасны. Благодаря им приступы становятся реже, качество жизни улучшается, ребенок может вести нормальную жизнь. Сейчас выпускают ингаляторы, в которых сочетаются сразу глюкокортикостероиды и бронхолитики длительного действия, что упрощает терапию. В основном достаточно ингаляционных глюкокортикостероидов, так как больше чем у 90% детей бронхиальная астма легкая или среднетяжелая. И только тем, у кого тяжелые формы, нужны системные глюкокортикостероиды. По данным наших коллег, в мегаполисах пациентов с тяжелой астмой около 7-8%, в других регионах – около 2%.
В последние годы большие надежды мы возлагаем на таргетную терапию. Ее давно использовали при ревматических заболеваниях, а сейчас появились сразу несколько препаратов для лечения бронхиальной астмы и других аллергических заболеваний. Для таргетной терапии используются моноклональные антитела. Они блокируют цитокины, малые белковые молекулы, которые вызывают аутоиммунные и воспалительные процессы. Исследования показывают, что такая терапия помогает снизить число обострений примерно на 70%.
Но, конечно, нужно понимать, что астма – это хроническое заболевание, которые нельзя вылечить полностью. И если ребенок не соблюдает режим, постоянно сталкивается с провоцирующими факторами, например ест продукты, на которые у него аллергия, это вызовет обострение несмотря на терапию. Подростки нередко начинают курить сигареты или альтернативные продукты, увлечены гаджетами, мало занимаются спортом с обязательным акцентом на дыхательные упражнения.
Поэтому важно не только назначить пациенту лекарства, но и научить его жить с астмой. Для этого в Сеченовском центре материнства и детства организована Астма-школа.
– Чему именно надо научить людей с астмой?
– Врачи Сеченовского центра материнства и детства работают и с родителями наших пациентов, и с самими детьми. Объясняем, как правильно дышать, делать ингаляции, вести себя во время приступа, контролировать аллергическое воздействие. Нужно знать, какие бывают предвестники обострения, чтобы вовремя начинать лечение – например, если присоединилась вирусная инфекция, на время увеличить дозу контролирующих противоастматических препаратов.
Много психологических моментов – важно найти подход, чтобы информация дошла до адресата. Маленьких детей обучаем в игровой форме. А родителям объясняем, как вести себя с ребенком. Например, есть те, кто контролирует каждый шаг сына или дочери, страдающих астмой, но это неверный подход – он должен развиваться, социализироваться. А есть родители, которые стараются не обращать на болезнь внимания, и только когда ребенку становится совсем плохо, вызывают скорую. Поэтому важно объяснить мамам и папам, что необходимы регулярное наблюдение, плановые беседы с пониманием проблем и психологии подросткового возраста.
Особенно важно работать с подростками. Они считают себя взрослыми и всезнающими, но у них неустойчивая психика, постоянные перепады настроения, зашкаливающие эмоции. Они могут не признавать авторитет родителей и не осознавать важность лечения.
Бывает достаточно от одной до трех встреч с пациентом или с группой, чтобы раскрыть пробелы в информированности и восполнить их. А если родители и дети что-то упустили или забыли, они могут вернуться к урокам – для этого мы снимаем видео, выпускаем печатную продукцию, в том числе опубликовали книгу «Траектория кашля». Сейчас регистрируем свою школу как отдельную программу, которую врачи в разных регионах смогут использовать на постоянной основе в работе с детьми с бронхиальной астмой и их родителями.