В Институте фармации имени А. П. Нелюбина Сеченовского Университета создали программный модуль «Виртуальный завод», предназначенный для подготовки сотрудников отделов контроля качества и технологов фармацевтических производств. Он позволяет в режимах демонстрации, практики и экзамена решать реальные кейсы, возникающие при промышленном производстве таблеток, суппозиториев и инъекционных растворов, а также оценивать полученные навыки. Модуль разработан в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Программный модуль «Виртуальный завод» предназначен для студентов 4-5-го курсов, обучающихся по специальности «Фармация». VR-программу уже встроили в учебный процесс на кафедре фармацевтической и токсикологической химии имени Арзамасцева, а также на кафедре фармацевтической технологии Института фармации имени А. П. Нелюбина.
Отработка навыков с помощью «Виртуального завода» проводится на учебном занятии в VR-классе. Студентам предлагается выбрать одну из трех лекарственных форм и решить реальный производственный кейс по оценке качества лекарства или построению производственной линии. Все необходимое лабораторное и промышленное оборудование на «Виртуальном заводе» воспроизведено в 3D-макетах в натуральную величину, а манипуляции с их использованием анимированы. Это позволяет студентам запоминать правильную моторику и последовательность действий.
Уникальность программы заключается в автоматической оценке знаний студента в режиме экзамена с начислением баллов. В программном модуле также предусмотрен демонстрационный режим, в котором преподаватель может показывать обучающимся, как правильно проходить выбранный путь, и пояснять важные моменты. Среди отечественных ПО известна VR-программа, симулирующая работу полноценного фармацевтического предприятия. Однако аналогов программ, обучающих работе с заводским оборудованием, до сих пор не было.
По словам доцента кафедры фармацевтической технологии Института фармации имени А. П. Нелюбина Елены Бахрушиной, с помощью виртуального симулятора можно отработать и усовершенствовать необходимые навыки, чтобы в своей профессиональной деятельности выпускники чувствовали себя гораздо увереннее.
«Фармацевтическая отрасль жестко регламентирована надлежащими практиками, и производство лекарственных препаратов, которое регулируется правилами GMP, не исключение. По этой причине прохождение практики на реальных фармацевтических производствах невозможно для большого потока обучающихся. Отдельная проблема – организация практик и экскурсий на производство для иностранных студентов, не являющихся гражданами России. В этих случаях «Виртуальный завод» – незаменимый инструмент, позволяющий создать правильное представление об обязанностях специалистов промышленного производства лекарственных препаратов, структуре производства и работе оборудования», – заключила специалист.
О своих впечатлениях от работы на «Виртуальном заводе» рассказали и студенты Института фармации имени А. П. Нелюбина Сеченовского Университета.
«В качестве дополнения к традиционным методам обучения VR-программа – это очень крутая история, – считает студентка 4-го курса Яна Юнтунен. – Она позволяет создать полное представление о фармацевтическом заводе, а также структурировать изученные вопросы во время учебного процесса».
«Стандартная учебная программа, к сожалению, не дает полного погружения в естественные условия фармпроизводства, – отметил аспирант 1-го года Иосиф Михел. – «Виртуальный фармацевтический завод» позволил максимально четко визуализировать расположение технологических участков на реальном производстве. А еще в симуляторе можно сконструировать свой технологический участок и проверить полученные знания».
«Виртуальный завод» – это не только обучающая опция, но и важнейший профориентационный инструмент, позволяющий студентам набить свои профессиональные «шишки» еще в стенах вуза, – уверена ординатор 1-го курса Полина Сахарова. – Если раньше это достигалось методом проб и ошибок – стажировок на различных заводах, частой сменой мест работы в первые год-два после выпуска, – то теперь у студентов есть возможность примерить роль работника завода в VR-классе собственного университета».
«Эта учебная программа была для меня очень полезна, поскольку позволила быстро получить опыт работы с лабораторным и промышленным оборудованием, необходимым для контроля качества при производстве лекарственных препаратов, – рассказала обучающаяся из Ирана, студентка 5-го курса Газале Пуя. – В течение нескольких минут я выполнила эксперименты и практики, которые в точности имитируют реальные условия. Также решала задачи, с которыми можно столкнуться на промышленном производстве и оценивала полученные навыки».