В Сеченовском Университете помогают исследователям коммерциализировать свои разработки
В Сеченовском Университете помогают исследователям коммерциализировать свои разработки

Что делать, чтобы научные разработки и технологии внедрялись в реальный сектор экономики, работали на благо людей и приносили доход их авторам? Ответы на эти вопросы знают в Центре коммерциализации технологий Сеченовского Университета Минздрава России. В нем оказывают комплексные услуги по патентованию разработок, анализу рынка и продвижению технологий на его целевые сегменты, сопровождению сделок, а также привлечению дополнительного финансирования для развития проектов. Как именно это происходит, рассказал руководитель Центра Дмитрий Метляев.

Дмитрий Александрович, когда был создан Центр коммерциализации технологий и какую помощь в нем оказывают исследователям и разработчикам?

– Центр коммерциализации технологий в Сеченовском Университете действует с 2018 года. Большую часть этого времени Центр работал в режиме патентного офиса и весьма преуспел в этом направлении. Мы помогаем разработчикам подготовить патентную заявку, пройти с ней внутренние комиссии университета, подать заявку в Роспатент, ведем делопроизводство и поддерживаем патенты в силе. В 2021 году университет стал инициатором создания Сетевого центра трансфера медицинских технологий в формате консорциума. Функционально наряду с патентованием Центр дополнительно предоставлял разработчикам качественные сервисы, способствующие формированию продуктов и их выводу на целевые рынки, в том числе зарубежные в случае высокого коммерческого потенциала. Инициатива была поддержана грантом Министерства науки и высшего образования, что позволило предоставить сервисы Центра не только ученым из Первого МГМУ, но и из других университетов страны, входящих в консорциум. В 2023 году консорциум был преобразован в Сетевой Университет Медицинских Технологий (СУМТ).

Вы упомянули про сервисы для разработчиков, расскажите о них подробнее.

– В ходе реализации проекта у нас появился аналитический сервис, который помогает лучше понять потребности и размеры рынков, сформировать образ будущего продукта и аккумулировать ресурсы на его создание.

Мы видим, что авторы интересных технологических решений часто сталкиваются с дефицитом финансирования их разработок. В этой связи мы активно развиваем сервис по поиску источников финансирования проекта. Как правило, это гранты, которые не предполагают возврат полученных денежных средств, но требуют создания прикладных результатов. В рамках сервиса мы стараемся решать эту задачу сообща: разработчики отвечают за научную составляющую проекта, сотрудники Центра – за бумажную, включая формирование отчетов и взаимодействие с грантодателями. 

Вместе с ростом уровня готовности технологий, когда разработку можно предлагать индустрии, возрастает спрос на юридический сервис. Востребованность этой услуги продиктована жесткими требованиями бизнеса и фондов к чистоте актива. В российской практике достаточно большое число сделок с очень хорошими в технологическом плане разработками «разваливаются» лишь потому, что не обеспечена их юридическая чистота. Поэтому мы уделяем большое внимание правовому сопровождению проектов, проводим экспертизу юридической чистоты актива, помогаем закрепить права на результат интеллектуальной деятельности, то есть сопровождаем сделку, чтобы наилучшим образом обеспечить соблюдение интересов университета и коллектива разработчиков.

Как в Центре коммерциализации технологии помогают привлечь финансирование в проект? 

– Все зависит от зрелости решения и объема необходимого финансирования. Есть внутренние источники, которые реализуются в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Это, например, участие в конкурсе проектов развития научных школ или конкурсе на создание индустриальных лабораторий. Софинансирование этих лабораторий обеспечивают индустриальный партнер и Сеченовский Университет. Сейчас мы планируем организовать подобные конкурсы совместно с нашими стратегическими партнерами. Кроме того, мы постоянно держим руку на пульсе большинства внешних источников финансирования, особенно, грантовых возможностей в области медицины. Еженедельно мы рассылаем руководителям институтов и кафедр дайджест о конкурсах, грантах и тендерах. Всем, кто обращается в Центр за дополнительной информацией, мы даем развернутую справку об условиях получения невозвратного (грантового) финансирования. Грантовое финансирование, как правило, может составлять от миллиона до полумиллиарда рублей. Значительные суммы можно привлечь в проект при наличии индустриального партнера, с поиском которого также помогает наш Центр. Для более зрелых проектов мы подбираем более емкие и одновременно сложные инструменты финансирования, которые доступны сейчас - от инвестиций в обмен на долю в проекте, до льготного кредитования под залог интеллектуальной собственности. На данный момент в текущем году было привлечено более 125 миллионов рублей. 

Какую помощь в вашем Центре оказывают разработчику, если он принял решение претендовать на получение гранта?

– Мы помогаем оформить заявку и технико-экономическое обоснование, составить смету проекта или бизнес-план, если он нужен. Если проект поддержан, мы сопровождаем отчетность по нему, в том числе в разрезе целевого расходования средств гранта, помогаем осуществлять закупки. Другими словами, разработчик отвечает только за научную составляющую, а всю работу с документацией, все сопровождение проекта мы берем на себя. Сервисный подход мы также применяем к поиску инвестиций. 

Кроме того, Центр запустил в пилотном режиме сервис по привлечению и сопровождению коммерческого НИОКР. Мы проанализировали рынок заказов на исследования и разработки и видим перспективы увеличения доли Сеченовского Университета на нем. Модель работы совпадает с грантовой. Руководители кафедр и институтов, участвующих в пилоте, еженедельно получают информацию о тендерах, которые соотносятся с их компетенциями. Далее мы предоставляем развернутую справку об условиях тендера и при заинтересованности разработчиков обеспечиваем полное сопровождение заявки и реализации тендера. По первым откликам на предлагаемый сервис у нас стопроцентная конверсия поданных тендерных заявок в контракты.

Сервисами Центра коммерциализации технологий могут воспользоваться не только ученые Первого МГМУ, но и разработчики из других университетов?

– Да, к нам могут обратиться разработчики из других образовательных учреждений и воспользоваться теми же услугами, которые мы предлагаем ученым нашего университета. Для этого необходимо, чтобы университет, который представляют коллеги, был в составе сетевого консорциума. Это очень простая процедура с одной подписью. Сегодня в состав консорциума входят 14 университетов и это количество будет увеличиваться. Важно отметить, что формат консорциума направлен на взаимовыгодное сотрудничество всех его участников. К примеру, команды разработчиков Сеченовского Университета при необходимости могут быть усилены инженерными и ИТ-компетенциями профильных университетов из членов СУМТ. Или, наоборот, за счет сетевой модели взаимодействия Центра мы усиливаем инженерные команды из немедицинских университетов медицинской экспертизой. Коллаборация команд и синергия разработок членов консорциума позволяет создавать продукты с высоким потенциалом коммерциализации, который отмечают наши партнеры.

Какие интересные разработки ученых вы сейчас сопровождаете? 

– Наша задача – собрать и сформировать из разработок ученых, входящих в Сетевой университет, комплексное решение в конкретной области медицины, которое будет сопровождать пациента на всем пути – от диагностики до реабилитации. И предложить это решение индустриальному партнеру. Сейчас в консорциуме СУМТ есть несколько перспективных решений, которые мы собираем в единый продукт на базе Сеченовского Университета. Они направлены на совершенствование диагностики и лечения заболеваний, удаленный мониторинг за состоянием пациентов, подготовку к госпитализации и дальнейшее восстановление пациентов. Думаю, что в ближайшее время мы реализуем эту задачу. 

Как вы оцениваете перспективность и коммерческий потенциал разработок, с которыми к вам приходят ученые?

– Мы всегда вместе с разработчиками стараемся сформировать образ продукта, который поможет людям и будет востребован рынком. Поэтому технология должна решать конкретную клиническую задачу - быть востребована врачебным сообществом. Также должен быть очерчен круг тех, кто готов за нее платить. Если эти два важнейших условия соблюдены, то дальше мы уже работаем над тем, чтобы довести разработку до готового продукта. Мы оцениваем зрелость технологии, ее стоимость, конкурентоспособность, привлекаем финансирование, работаем над инженерной составляющей, ведем переговоры о поставке продукта на рынок в формате готовых бизнес-решений индивидуально для каждого потенциального покупателя.

Какие еще проекты поддерживаются Центром?

– В настоящее время мы помогаем большому количеству медицинских проектов стать полноценным профессиональным продуктом и найти своего пользователя. Есть проект по созданию специализированного программного обеспечения для дистанционного определения рисков возникновения сердечно– сосудистых заболеваний. Также есть проекты по созданию цифровой офтальмологической платформы, позволяющей диагностировать сложно определяемые болезни глаз. Помимо программного обеспечения мы помогаем коммерциализировать и медицинские изделия. В настоящее время есть проект по коммерциализации одноканального ЭКГ-регистратора, фиксирующего на пациенте в виде пластыря, также есть проект по коммерциализации прибора для обнаружения гальванического синдрома полости рта. 

Как обеспечивается защита прав автора разработки? 

– Если так можно выразиться, то в Сеченовском Университете реализуется «автороцентричная» политика в области интеллектуальной собственности. Мы неукоснительно следуем правилу: «Все, что создано в стенах Сеченовского Университета, принадлежит университету». Это нормальная общепринятая практика стран, в которых превалирует прямое или косвенное государственное финансирование исследований и разработок. Взамен разработчику предоставляется гарантия выплаты 70 процентов от дохода, который университет получит в результате коммерциализации технологии. При этом университет берет на себя расходы на патентование и коммерциализацию разработки. Это одно из лучших университетских предложений для разработчиков. И, поверьте моему опыту – не только среди университетов медицинского профиля.

В среднем сколько времени может занять процесс доведения разработки до стадии готового продукта?

– Самый длинный путь – у лекарственных препаратов. Создание готового лекарства, с момента поиска идеальной молекулы до выхода в производство, занимает зачастую не менее десяти лет. У медицинских изделий и оборудования путь короче – 3-5 лет. А самый быстрый – у IT-решений в области медицины, например, систем поддержки принятия врачебных решений. На создание таких алгоритмов может уйти один-два года. Но конечно, все зависит от зрелости технологии. Если разработка практически готова и нужно лишь немного «докрутить» пользовательскую часть и получить регистрационное удостоверение, то этот путь может быть еще короче.

Резюмируя, хочу сказать, что эффективность Центра во многом зависит от исследователей, и мы очень ждем перспективные проекты и талантливых людей с горящими глазами, которые бы хотели решить какую-то клиническую задачу и принести пользу людям. Мы поможем им воплотить разработку в жизнь, вывести ее на рынок и получить авторское вознаграждение.