Сеченовский Университет провел митап «Точка роста: взаимодействие с индустриальными партнерами». Представители АО «Швабе», ГАУ «Гормедтехника» и АО «Русатом РДС» побеседовали со студентами Передовой инженерной школы «Интеллектуальные системы тераностики» (ПИШ) Первого МГМУ. Обсудили, как Университет взаимодействует с индустрией, как поучаствовать в совместных научных и образовательных проектах и какие существуют возможности для стажировок и трудоустройства.
Сотрудничество Сеченовского Университета и индустрии стало темой панельной сессии, в которой поучаствовали Дмитрий Телышев, директор Института бионических технологий и инжиниринга НТПБ, научный руководитель ПИШ Сеченовского Университета; Алексей Атланов, заместитель генерального директора АО «Швабе» по персоналу; и Светлана Чурусова, заместитель генерального директора ГАУ «Гормедтехника» по кадровой политике, организационному развитию и коммуникациям.
Студенты-сеченовцы могут выстраивать карьерную траекторию с самого первого дня в Университете, и один из важных шагов на этом пути – определить для себя приоритеты, чтобы не пытаться «объять необъятное». Для этого нужно понять, какие требования к инженерам есть у ведущих компаний.
Как подчеркнула модератор панельной сессии, директор офиса образования ПИШ Сеченовского Университета Кристина Ваулина, глобальная задача, с которой в России создаются передовые инженерные школы, – обеспечить технологический суверенитет страны: «В нашем случае – суверенитет в области медицинского приборостроения. Мы готовим инженерные кадры с опережающими компетенциями».
Сеченовский Университет начал готовить медицинских инженеров в 2023 году, первым в России. Инженеры, которые умеют проектировать медицинские приборы и обеспечивать их работу, существовали и раньше – их выпускали технические вузы. Но, по словам Дмитрия Телышева, возникла дилемма: «Во-первых, заказчик отрасли находится в клинических центрах. Поэтому, чтобы твой инженерный проект был успешен, нужно говорить на одном языке с сотрудниками медицинских организаций. Во-вторых, для любого технического вуза подготовка кадров для нашей отрасли становится в один ряд с подготовкой инженеров по другим направлениям. Для нас же подготовка медицинских инженеров является приоритетом». Запуск новой образовательной программы стал прямым ответом на запрос общества.
В Передовой инженерной школе «Интеллектуальные системы тераностики» студенты осваивают инженерные профессии будущего, которые требуют уникальных компетенций. Как отметил Алексей Атланов, «востребованность медицинских инженеров будет расти, потому что пока в этой сфере есть определенный вакуум. Мы уже не успеем решить задачи импортозамещения и технологического суверенитета, их наследуете и решите вы – инженеры будущего». По словам эксперта, сейчас как никогда важно обладать навыками на стыке профессий, быть кросс-функциональным специалистом. Другие составляющие успеха: понимать, что тебе интересно, смело брать на себя ответственность и не пасовать перед трудностями, которые обязательно будут.
Светлана Чурусова добавила, что современному инженеру нужно быть усидчивым, чтобы осваивать информацию глубоко, а не в клиповом формате; проявлять инициативу, чтобы тут же применять знания на практике, и уметь учиться, потому что учиться придется всю жизнь. Кроме того, «инженерам, которые хотят действовать на опережение, стоит изучать информационные технологии. Не просто «крутить винтики», а понимать, что за ними стоит. Это необходимо, чтобы работать с роботизированной техникой с использованием искусственного интеллекта».
Развивая тему искусственного интеллекта в современной инженерии, Дмитрий Телышев рассказал о специфике применения ИИ в медицине. «В других отраслях, где нужно выстроить работу какой-либо закрытой системы, автоматизировать процессы, искусственный интеллект справляется идеально. Человек же – открытая система, никогда нельзя спроектировать все заранее». Вклад Сеченовского Университета – задавать правила игры в этой сфере, абсолютно новой для системы здравоохранения, и воспитывать для нее специалистов.
Дмитрий Телышев подчеркнул, что медицинское приборостроение – сложная область, и, чтобы развиваться в ней, в первую очередь нужен интерес: «Когда интерес есть, можно заниматься сложными вещами. Это ключ ко всему – и к учебе, и к карьере. Задача Сеченовского Университета – зажечь в вас эту искру, заинтересовать. Пробуйте, ищите, что вам нравится, посещайте мероприятия, общайтесь с индустриальными партнерами, стажируйтесь и инициируйте проекты, формируйте свое будущее».
Ребята подключались к беседе экспертов – задавали вопросы из зала и через телеграм-канал. За лучший вопрос – перспективно ли медицинскому инженеру учить китайский язык – набор мерча Сеченовского Университета выиграла Полина Богуславская, студентка самого первого набора на специальность «Медицинский инженер». «Встреча была просто замечательная! – поделилась Полина. – Здорово, что можно поговорить о своем профессиональном будущем с потенциальными работодателями. А что касается китайского – много слышу, читаю споров о том, нужно ли учить китайский, сама уже записалась на языковые курсы. Задала вопрос и убедилась, что сделала правильный выбор – китайский станет еще одним конкурентным преимуществом»
На мероприятии организовали брендированную зону, где индустриальные партнеры презентовали студентам карьерные возможности. Можно было подойти к стендам участников и расспросить консультантов о трудоустройстве, стажировках и других активностях, через которые можно включиться в деятельность компании.
«Я узнала много нового! – рассказала Дарья Мельникова, студентка 2-го курса ПИШ Сеченовского Университета, направление «Информационные системы и технологии». – Познакомилась с компаниями, с которыми сотрудничает Университет, узнала, какие у меня есть перспективы: как можно устроиться поработать, в какие проекты можно вписаться, где постажироваться».
«Хороший опыт для первокурсника, я считаю, – послушать таких интересных гостей, поразмышлять, какие личные качества привели их к успеху, – поделился Игорь Пискунов, студент 1-го курса ПИШ Сеченовского Университета, направление «Информационные системы и технологии». – То, что я узнал, поможет в моем саморазвитии. С лета думаю о собственном проекте и теперь более четко понял, как подступиться к нему – реализовать идеи на практике. Спасибо альма-матер за широкие возможности, которые перед нами открыты!»