Мы продолжаем серию публикаций о тематических секциях студенческих научных кружков, в которых сеченовцы делают свои первые шаги в науке. «Терапия» – одна из 9 секций в составе Студенческого научного общества (СНО) им. Н. И. Пирогова. Студенты-терапевты Сеченовского Университета Минздрава России ведут исследовательскую работу в 20 кружках – от кардиологии и пульмонологии до поликлинической терапии и лучевой диагностики.
В Первом МГМУ существует порядка 120 студенческих научных кружков (СНК), и это число постоянно растет. Новые кружки появляются при кафедрах по инициативе студентов и преподавателей. Ребята, которые хотят развиваться в науке и создавать собственные проекты, могут выбрать СНК по своим профессиональным интересам.
Секция «Терапия» – самая крупная в СНО им. Н. И. Пирогова. В ней действует 20 СНК:
· факультетской терапии № 1,
· ревматологии и нефрологии,
· факультетской терапии № 2,
· психиатрии и психосоматической медицины,
· нервных болезней и нейрохирургии,
· «Медицина спорта высших достижений»,
· кардиологии,
· общей эндокринологии кафедры эндокринологии № 1,
· эндокринологии № 2 Endoclub,
· дерматовенерологии,
· пульмонологии,
· кафедры госпитальной терапии № 1,
· кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии,
· офтальмологии Sechenov's Eye,
· лучевой диагностики,
· поликлинической терапии «Знатоки поликлинического дела»,
· инфекционных болезней,
· госпитальной терапии № 2 «Сложный терапевтический пациент»,
· клинической иммунологии и аллергологии,
· психиатрии и наркологии.
Особенность секции «Терапия» – близость к клинической практике. Резиденты СНК посещают поликлиники, больницы, разбирают клинические случаи вместе с практикующими врачами, помогают внедрять передовые решения в практику на базе этих клиник.
Инициируют создание кружка сотрудники кафедры – чтобы давать студентам расширенные знания по той или иной области медицины. Чтобы стать резидентом СНК, нужно пройти курс «Наукометрия 2.1+» на портале sechenov.online.
Один из самых активных в секции – кружок пульмонологии. Как рассказал старший куратор секции «Терапия» Иван Половиков, ребята из этого СНК ведут страницы в социальных сетях на профессиональном уровне: «Устраивают опросы и обсуждают клинические случаи в Телеграме и ВКонтакте. Это пример грамотной работы с аудиторией – в их соцсетях всегда живо и интересно».
Когда студент впервые приходит на заседание СНК в качестве резидента, он может начать работать над уже имеющимся научным проектом или статьей, а может выбрать тему и формат работы самостоятельно. Чтобы определиться с темой, кружковец анализирует, что уже опубликовано в международных базах, а что пока не изучено и, значит, перспективно.
Всем новичкам руководитель кружка назначает куратора. Затем наступает этап индивидуальной работы куратора со студентом – наставник дает комментарии, подсказывает, что доработать. В итоге принимается решение о публикации статьи – оно зависит от возможностей кафедры.
«Я резидент СНК кафедры нервных болезней и нейрохирургии Клиники нервных болезней им. Кожевникова Сеченовского Университета. Здесь я познакомился с моим научным руководителем Алексеем Сергеевым и под его руководством выиграл в конкурсе молодых ученых Российского общества по изучению боли, который проходил в Уфе. Участвовал в Нейрофоруме-2023 в Москве, в XXVI Всемирном конгрессе по неврологии в Монреале и в Международном конгрессе, посвященном головной боли, 2023 года в Сеуле. Любые достижения в науке невозможны без опыта публичных выступлений. Умение доложить тему или рассказать поразительный клинический случай – важное преимущество, которое мне дает кружок и которым я активно пользуюсь», – рассказал Евгений Соколов, студент 5-го курса Института клинической медицины им. Н. В. Склифосовского Сеченовского Университета, направление «Персонализированная медицина», предпринимательский трек.
На заседаниях кружковцы обсуждают клинические случаи. Может прийти больной, который готов рассказать о дебюте своего заболевания, его течении, отклике на терапию. Заседания, посвященные нозологиям, – один из самых ярких форматов, они собирают наибольшее количество резидентов и слушателей.
«Посещаю СНК кафедры нервных болезней. Самое интересное для меня – разбор клинических случаев. Интересно познавать новое, общаться с умными, талантливыми студентами, учиться у них и руководителей кружка. Вопросы, которые мы обсуждаем на заседаниях кружка, дополняют знания, полученные на фундаментальных кафедрах. В голове складывается единая картина – как устроен человеческий организм. Как будто из маленьких деталей собираешь огромный пазл», – поделилась Татьяна Орлюк, студентка 2-го курса медико-профилактического факультета Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана Сеченовского Университета.
«Я занимаюсь в СНК по кардиологии – при кафедре кардиологии, функциональной и ультразвуковой диагностики. Больше всего мне нравится формат презентации клинического случая. Готовясь к сообщению, я детально разбираюсь в ситуации, анализирую результаты исследований, общаюсь с больным. Это помогает формировать клиническое мышление. Знания, полученные в кружке, буду применять в своей будущей практике. И уже их использую – на циклах по факультетской терапии, госпитальной терапии и неотложной кардиологии», – рассказал Алексей Дубовицкий, студент 6-го курса лечебного факультета Института клинической медицины им. Н. В. Склифосовского Сеченовского Университета.
Периодически СНК вступают в коллаборации. Общие заседания проводят кружок по ревматологии и нефрологии с педиатрическими кружками. Обсуждают темы и разбирают кейсы, актуальные для всех – к примеру, по детским ревматологическим заболеваниям. Когда такие встречи проходят на базе клиник, кружковцы работают и с пациентами.
«Участвуя в жизни студенческого научного кружка, ты реализуешь свой потенциал, получаешь бесценный опыт, а еще – преференции для учебы, исследовательской деятельности и карьеры. Научные публикации и проекты, конференции, олимпиады, конгрессы – все это дает дополнительные баллы при поступлении в ординатуру и формирует критически важные для специалиста качества. СНК – самое подходящее место, если ты хочешь знать больше о предмете, который тебе интересен. Ты формируешь у себя научный склад ума. Знакомишься с блестящими практиками и учеными, которые могут стать твоими наставниками или научными руководителями. Работая с пациентами, получаешь клинический опыт еще до старта карьеры, в стенах Университета», – говорит Иван Половиков.
Полный список кружков в секции «Терапия» и подробности про каждый можно найти на официальной странице секции ВКонтакте.