В ноябре 2023 года в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» и стратегического проекта «Сеть развития лучших практик в медицине, науке, образовании» стартовал Открытый конкурс проектов. Образовательный трек конкурса сформировал пул проектов-финалистов.
Трек «Открытое образование» должен стать частью масштабной инициативы по созданию образовательного маркетплейса Сеченовского Университета, который позволит сделать доступными знания в области доказательной медицины, биотехнологий, здорового и спортивного образа жизни широкому кругу заинтересованных лиц – от врачей, проходящих повышение квалификации или переподготовку, до простых граждан, которые заинтересованы в том, чтобы эффективно управлять своим здоровьем и иметь в этом квалифицированную информационно-образовательную поддержку.
Участники конкурса предлагали идеи дополнительного образования, связанные с указанными направлениями, различной степени проработки. В результате экспертизы в шорт-лист попали 70 заявок. Они были отобраны по ряду критериев: востребованность тематики, степень проработки и готовности материалов, а также потенциальный экономический эффект от реализации проекта. Отобранные заявки разделены на три потока. В первый поток вошли заявки, рекомендованные к реализации в первом полугодии 2024 года, второй поток объединил заявки, над которыми начнется работа в третьем квартале, третий – заявки на четвертый квартал.
«Для нас такое количество присланных проектов оказалось неожиданным, – комментирует Дмитрий Разумовский, руководитель трека «Открытое образование». – Мы изначально рассчитывали отобрать десять или пятнадцать проектов, но выяснилось, что абсолютное большинство заявок подготовлено с высокой степенью проработки. Сотрудники, которые готовили заявки, очевидно, делали это не ради галочки, а чтобы действительно стать участниками этой большой инициативы, которую мы называем «Открытое образование».
Фактически половина всех заявок относится к медицине: обучение врачей и так называемая «популярная» медицина, с помощью которой обычные люди смогут разобраться в своем здоровье, получить знания для его сохранения и улучшения, основанные на доказательной медицине. Другая часть заявок связана с нишевым профессиональным образованием для различных специалистов – ученых, исследователей, биологов, химиков, представителей IT-отрасли и др. Еще одна – работа с большими данными, одно из самых востребованных направлений сегодня.
По мнению Дмитрия Разумовского, сегодня на рынке образования ценятся бренды, но академическая форма подачи материалов в обучающих продуктах не находит отклика у слушателей. Цель – сделать Product Market Fit, чтобы образовательные продукты Сеченовского Университета соответствовали ожиданиям целевой аудитории, были в рыночных трендах.
«Но что наиболее важно, посредством этих разнообразных образовательных проектов происходит фактическое распространение знаний, идей, технологий, изобретений, которые рождаются здесь, в Университете, – продолжает Дмитрий Разумовский, – и это вклад нашего конкурса в реализацию программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Кирилл Песков, руководитель Научно-образовательного центра математического моделирования в разработке лекарств Сеченовского Университета Минздрава РФ, автор проекта-финалиста «Школа инновационной фармацевтики» трека «Открытое образование»: «Школа инновационной фармацевтики» представляет собой «зонтичный» комплекс образовательных программ, посвященных разработке оригинальных лекарственных препаратов. Комплекс программ предназначен для аспирантов, ординаторов, научных сотрудников, специалистов фармацевтических компаний, занятых научными исследованиями и разработками. «Школа инновационной фармацевтики» позволит слушателю переквалифицироваться в инновационного разработчика, освоить передовые методики, необходимые разработчику лекарств, получить уникальные знания и навыки. Важной особенностью программы является ее гибкий формат, позволяющий проходить обучение без отрыва от профессиональной деятельности. Программа напрямую решает проблему дефицита кадров в инновационной фармацевтике, формируя специалистов с гибридным набором знаний и навыков, необходимых для развития лекарственного суверенитета и ускорения темпов разработки инновационных лекарственных препаратов в РФ».
Сергей Ефетов, заведующий хирургическим отделением УКБ № 4 Сеченовского Университета Минздрава РФ, автор проекта-финалиста «Школа базовых хирургических навыков Surgeon’s way» трека «Открытое образование»: «Программа обучения «Школа базовых хирургических навыков Surgeon’s way» предназначена для создания крепкого фундамента практических навыков хирурга до или в начале построения хирургической карьеры. Стартовые навыки будут разобраны как в теоретическом, так и в практическом аспекте – в специально оборудованном тренинг-центре кафедры факультетской хирургии № 2 Сеченовского Университета, а также благодаря изучению авторских учебных видео реальных операций. Во время обучения будут сделаны акценты на все тонкости и детали хирургических приемов, которые необходимы каждому хирургу».
Рита Кильдиярова, профессор кафедры пропедевтики детских болезней, автор проекта-финалиста «Что делать, когда заболел ваш ребенок?» трека «Открытое образование»: «Программа направлена на массовый сегмент «популярной» медицины. Приложение, которое может быть установлено в мобильном телефоне, позволяет оперативно провести предварительную диагностику ребенку во время ожидания скорой медицинской помощи или врача-педиатра, предупредить осложнения заболевания пациента, а в некоторых случаях понять, что можно справиться с ведением пациента на дому без обращения за медицинской помощью».
Татьяна Шелехова, доцент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации ИКМ им. Н. В. Склифосовского Сеченовского Университета Минздрава РФ, автор проекта-финалиста «Помоги себе и близким – кинезиотейпирование, движение без боли и травм» трека «Открытое образование»: «Программа сможет помочь широкой аудитории научиться в домашних условиях применять базовые техники кинезиотейпирования с целью снятия боли, уменьшения отеков, рассасывания гематом, поддержания мышц и суставов после травм и не только. Приобретаемые навыки и компетенции данной программы имеют применение в здоровьесберегающих технологиях. Направлены на профилактику и реабилитацию пациентов разного профиля и обычных людей, которые желают облегчить свое состояние после травм и улучшить качество жизни».