Сеченовский Университет создает цифровую экосистему для подготовки медицинских кадров

Сеченовский Университет реализует глобальный проект в рамках гранта Министерства науки и высшего образования РФ на внедрение модели «Цифрового университета» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики Российской Федерации». Цель цифровой трансформации – создание цифровой экосистемы для подготовки медицинских специалистов, умеющих работать в цифровой среде здравоохранения.

Одна из ключевых моделей цифрового Сеченовского Университета – развитие информационных систем в образовательной деятельности, что включает систему управления на основе данных, цифровые образовательные технологии, индивидуальные образовательные траектории, компетенции цифровой экономики. Их внедрение позволит ведущему медицинскому вузу страны как провайдеру высокотехнологичных медицинских услуг стать лидером цифровой трансформации медицинского образования в России, а также тиражировать этот опыт на всю страну, и этот процесс уже начался.

«Развитие единого цифрового контура оказывает существенное влияние на будущий ландшафт медицинского образования. Сегодня мы формируем инновационную среду и внедряем цифровой формат обучения, что позволяет нам отвечать современным трендам экономики. Применение информационно-коммуникационных разработок позволяет обогатить образовательные технологии и повысить вовлеченность обучающихся. В перспективе это обеспечит разработку и применение цифровых решений для непрерывного профессионального развития специалистов и предоставления высококачественных медицинских услуг с применением современных технологий», – отмечает ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко.

Значительная часть работы по данному модулю уже внедрена в образовательный процесс. Запущена национальная платформа электронного медицинского образования Sechenov.pro, активно размещаются образовательные курсы на международных онлайн-ресурсах Coursera, Stepik, Universarium и пр. В настоящее время на различных интернет-ресурсах размещено 110 курсов (10 лет назад их было всего десять), а совокупная аудитория обучающих online составляет более 50 тыс. человек.

Также в университете реализована система администрирования образовательных процессов – «Управление Вузом», информационная система «Университет - обучающийся», продолжается работа внедрением расширенной аналитики – Business intelligence приложение Qlikview.

Система «Управления вузом» включает построение единого расписания для всех обучающихся, построение рабочих программ по дисциплинам, в том числе подключение внешних образовательных ресурсов, доступ преподавателей к ресурсам, обеспечивающим обучение, а также контроль успеваемости и посещаемости. В рамках системы «Университет – обучающийся» реализуется функционал: онлайн расписание, включая уведомления об изменениях, контроль академической задолженности, самостоятельный выбор элективных дисциплин, заказ справок и документов с отслеживанием статуса исполнения, формирование персональных образовательных траекторий. Аналитические метрики включают: успеваемость обучающихся (средние баллы, динамика, количество пересдач), своевременность освоения, анализ содержательной части обучающих материалов (правильность вопросов, легкость освоения), и их можно использовать при планировании и принятии решений.

«Активное использование информационных технологий позволяет нам формировать контролируемые академические траектории для всех участников процесса. Для вуза – это массив данных, показывающий качество подготовки студентов, выбор дисциплин, задолженности и пр. Обучающиеся, в свою очередь, также осуществляют самостоятельное формирование образовательных траекторий. Особенно это актуально для тех, кто занимается по индивидуальным программам, а таких студентов у нас более 25%», – рассказала Татьяна Литвинова, проректор по учебной работе Сеченовского Университета, подводя итоги информатизации вуза на заседании Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов» с участием Министра здравоохранения РФ.

Ключевым элементом в системе администрирования образовательных процессов в вузе является многофункциональный центр (МФЦ) Сеченовского Университета. Основной его функционал – информирование, консультирование, документооборот. Весь процесс работы МФЦ систематизирован и максимально автоматизирован (включает электронное управление очередью, учёт количества обращений и пр.), интегрирован с другими службами университета.

«Буквально за 6 месяцев мы достигли отличных показателей в работе. Ежедневно услугами МФЦ пользуется 420 человек. Среднее время ожидания – 12 минут. Одновременно работает 15 окон, среднее время взаимодействия – 15 минут. Среднее время подготовки документов – от 1 до 7 рабочих дней», – сообщает проректор.

С января 2020 года ведется работа по внедрению технологий идентификации пользователя на устройстве (прокторинга – системы дистанционного контроля сдачи экзамена и проверки личности сдающего для повышения доверия к результатам его аттестации), пока это направление проходит апробацию на иностранных студентах. В ближайшее время университет акцентирует внимание на внедрении AR/VR/mixed reality – технологий в обучение, а также использовании искусственного интеллекта для создания адаптивных персонализированных траекторий обучения. Также сейчас дорабатывается программа по формированию единого портфолио обучающегося и электронный диплом.

Напомним, в конце 2019 года Сеченовский Университет вошел в число пяти российских вузов, которые выиграли грант в конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ на реализацию модели «Цифрового университета». Внедрение информационных систем в образование – часть процесса цифровой трансформации, без которой невозможна интеграция в международное образовательное пространство.