Сеченовский Университет поможет московским учителям обучить будущих врачей

На Неделе медобразования обсудили новые стандарты подготовки школьников 10–11-х классов, которые планируют поступать в медицинский вуз. Им проведут экскурсии по больницам, поликлиникам, станциям скорой помощи, чтобы они смогли погрузиться в профессию и выбрать специализацию. В этом помогут преподаватели Первого МГМУ.

Сеченовский Университет Минздрава России вновь объединил десятки ученых, преподавателей, врачей, экспертов, школьных учителей и студентов – будущих медиков. Здесь продолжается XIV Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования». На этот раз главной темой стали новые стандарты предпрофессионального образования в проекте «Медицинский класс в московской школе». Они вступают в силу с 1 сентября. 

Цель нового подхода — помочь подростку определиться с будущей профессией и сделать выбор еще на уровне школы, а не после поступления в вуз. Обновленный стандарт был утвержден в январе 2023 года Департаментом образования и науки г. Москвы. 

Обучение в медицинском классе основано на погружении в отрасль. С 10 класса ученики начнут заниматься по программе «Шаг в медицину» в своих школах. Кроме того, для ребят организуют серию экскурсий: они будут посещать городские поликлиники, стационары, станции скорой помощи, чтобы увидеть работу медиков своими глазами. В 11 классе они будут встречаться с врачами разных направлений. 

«Мы включили экскурсии в первом полугодии 10 класса, чтобы дать возможность ребятам осознать, действительно ли они готовы встречаться с пациентами, проявлять эмпатию, понимают ли они сложность этой профессии, ее эмоциональные, организационные трудности и ограничения. Если ребенок понимает, что это «его», то со второго полугодия он включается в программу подготовки «Младшая медсестра». Если же, пройдя через эти экскурсии, ребенок видит, что, хотя ему и нравятся химия с биологией, он не готов погружаться в медицину, то у него есть возможность перейти в другой класс», — рассказала Наталия Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы.

По ее мнению, такая схема обучения поможет школьнику сделать осознанный выбор, а также снизит количество отсева после поступления в институт. После окончания медицинского класса выпускнику выдается сертификат об успешном освоении программы и у него будет возможность получить направление в вуз.

Участники семинара подчеркнули, что большое значение в проекте «Медицинский класс в московской школе» отводится качеству преподавания. По словам директора Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» Натальи Бирюковой, в этом проекте задействованы преподаватели с самыми высокими профессиональными компетенциями. Результатом стал постоянный рост числа учеников. «Мы работаем с медицинскими классами с 2015 года: если тогда в проекте участвовало 2300 обучающихся, то в этом году их число увеличилось до 6500, это ребята из 136 московских школ. При этом количество поступивших в Сеченовский Университет после окончания медкласса каждый год увеличивается», — добавила она. 

Директор Сеченовского Предуниверсария перечислила, какие мероприятия проводятся в Первом МГМУ для учеников медклассов: это «Университетские субботы», «Учебный день в университете», «Предпрофессиональные каникулы», Недели медицинского образования, дни открытых дверей и другие. Некоторые из них дают возможность получить дополнительный балл к результатам ЕГЭ, такие как Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», конкурс «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» и Всероссийская Сеченовская олимпиада школьников. 

На период с января по июнь в планах Университета 33 обучающих мероприятия. На конференцию «Старт в медицину» подали заявки более 3 тыс. человек, на «Учебный день в университете» — более 600, за этот день ребят планируют ознакомить со всеми институтами Первого МГМУ.

Кроме того, в Сеченовском Университете уделяется большое внимание обучению учителей: на сегодняшний день его прошли более 5 тыс. человек. На курс повышения квалификации для наставников — «Эффективные инструменты наставничества в образовании», который стартовал 6 апреля, зарегистрировались 500 человек. Специалисты Первого МГМУ будут обучать педагогов, которые преподают в медицинских классах московских школ. 26 апреля стартует программа «Шаг в медицину. Анатомия и физиология человека. Здоровье человека», ее планируют посетить 250 московских учителей. Для них разработаны методики преподавания медицинского английского, литературы в медклассе, углубленного уровня биологии и химии. Причем программы обучения составлены таким образом, чтобы знания можно было легко передать ученикам. 

«Современные вызовы требуют обновленных подходов, поэтому мы постоянно стремимся совершенствовать процесс обучения и улучшать взаимодействие со школой. С 1 сентября мы планируем всем обучающимся в медицинских классах открыть доступ к контролирующим материалам, которые хранятся на Едином образовательном портале (ЕОП) Сеченовского Университета. Учителя с ребятами смогут пройти их по определенным темам и в удобное время. На основании этого будет формироваться цифровое портфолио обучающегося. В дальнейшем на его основе с помощью нейросети будет смоделирована индивидуальная траектория образования для каждого ученика по  системе «школа-вуз-клиника», — отметила Наталья Бирюкова.