В рамках Международного медицинского форума «Вузовская наука. Инновации-2025» состоялась панельная дискуссия Сбера и совместного цифрового кампуса Сеченовского Университета и «Школы 21»: «Развитие цифровых компетенций врачей-исследователей в индустрии здоровья».
Участники обсудили цифровую трансформацию медицины, роль врача-исследователя в этом процессе и инновационные решения на стыке медицины и ИТ-сферы.
Сегодня одно из магистральных направлений развития российской медицины – цифровизация. Экспертное сообщество называет несколько объективных причин для развития цифрового здравоохранения: устранение кадрового дефицита, преодоление разрыва в знаниях у медицинского персонала в различных регионах и оптимизация финансовых расходов. Основные направления цифровой медицины – телемедицина и системы искусственного интеллекта.
«Центр цифровой медицины Сеченовского Университета объединяет медицинскую науку и передовые разработки – от искусственного интеллекта до телемедицины и больших цифровых моделей. Только в Сеченовском Университете готовят врачей-исследователей, которые умеют работать в современном цифровом контуре, понимают цели и возможности цифровых сервисов, а также могут формулировать задачи их разработчикам», – отметил Георгий Лебедев, директор Центра цифровой медицины Сеченовского Университета.
Электронный документооборот, телемедицина, обработка медицинских данных и ИИ – это три основные зоны ответственности врача-исследователя. «Наша ключевая цель – создание референсных центров по различным специальностям, где врачу в постановке диагноза будет помогать ИИ. Данное решение особенно ждут в отдаленных регионах, в которых не хватает врачей тех или иных специальностей и постановка диагноза пациенту занимает довольно длительное время», – подчеркнул Георгий Лебедев.
В 2023 году было начато стратегическое партнерство Сеченовского Университета и Сбера в области цифровизации. Уже реализовано несколько проектов, в числе которых дистанционный мониторинг пациентов с артериальной гипертензией, магистратура «Предприниматель в биомедицине», совместный кампус со школой цифровых компетенций Сбера «Школой 21» и другие. На базе аккредитационного центра Первого МГМУ им. И. М. Сеченова нейросетевая модель Сбера GigaChat успешно сдала тестирование и решила ситуационные задачи, соответствующие теоретическим этапам первичной аккредитации по специальности «Лечебное дело».
По словам Евгения Ночёвкина, руководителя направления медицинских информационных продуктов Центра индустрии здоровья Сбер, на сегодняший день нейросетевая модель Сбера GigaChat сдала еще несколько экзаменов по специальностям «Кардиология» на базе Волгоградского медицинского университета, «Педиатрия» и «Неврология» в Приволжском исследовательском медицинском университете и «Гастроэнтерология» в Уральском государственном медицинском университете. Для этого GigaChat был дополнительно обучен сотнями врачей. Успешное прохождение аккредитации подтверждает, что модель стала еще умнее, обладает более глубокими медицинскими знаниями и сможет быть более полезна для пользователей и сферы здравоохранения.
GigaChat должен стать надежным помощником врача при приеме пациента, повысить качество оказания медицинских услуг и их уровень доступности в нашей стране. По мнению Евгения Ночёвкина, это будет способствовать росту ожидаемой продолжительности здоровой жизни (ОПЗЖ) и снижению дифференциации по качеству медицинской помощи в соответствии с целями нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь».
Осенью совместно со «Школой 21» Сеченовский Университет открыл Цифровой кампус. Сейчас в нем обучается 320 человек: студенты осваивают программирование, углубляют свои знания в веб-разработке, анализе данных, работе с нейронными сетями и управлении ИТ-проектами. В кампусе разработана уникальная среда по обучению будущих цифровых специалистов не только цифровым компетенциям, но и soft и self skills. На выходе молодые специалисты станут инициаторами и постановщиками задач для разработки ИТ-продуктов и решений в медицине.
«В этом году цифровой кампус в медицинском университете будет масштабироваться по модели спутников», — отметил Юрий Огнев, директор совместного кампуса Сеченовского Университета и «Школы 21».
Спутники – это кампусы, созданные по аналогии с кампусом Сеченовского Университета и «Школы 21». Они также будут иметь отраслевую специфику: программу построят для специалистов в здравоохранении и станут работать по методологии «Школы 21» в других университетах.
По словам Юрия Огнева, спутники Цифрового кампуса станут региональной точкой притяжения талантливой молодежи и непрофильных специалистов, а сеть спутников будет организована по мультикампусному типу. Участникам будут доступны хакатоны и спринты по медицинским кейсам, стажировки в технологических стартапах и индустриальных партнерах, сетевые программы и возможное включение студентов в комплексные исследования. Также открывающиеся спутники будут включены в сетевой контур Сеченовского Университета: проекты и инициативы будут проходить через акселерацию, создаваться сетевые образовательные и цифровые продукты в здравоохранении.