«Любая жизнь достойна спасения», – убежден выдающийся ученый и врач Игорь Решетов. Как хирурги-онкологи спасают жизнь, чем полезна ранняя диагностика и почему онкологическая настороженность никогда не оставляет врача, рассказывает хирург-онколог Игорь Владимирович Решетов
Игорь Владимирович Решетов
Хирург-онколог с мировым именем, сочетающий интенсивную хирургическую практику (тяжелая полидисциплинарная хирургия головы и шеи) с на- учной и преподавательской деятельностью.Заведующий кафедрой онкологии и реконструк-тивной хирургии лечебного факультета, профес-сор, д. м. н., академик РАН. Президент Всемирной федерации хирургов-онкологов (WFSOS, 2011–2013), член Европейской ассоциации черепно-челюстно-лицевых хирургов (EACMFS) и Европейского общества хирургов-онко- логов (ESSO). Представитель РФ в Международной федерации специалистов по опухолям головы и шеи (IFHNOS). Главный редактор международного журнала «Head and neck», член редколлегии журнала О/А «Annals of Oral & Maxillofacial Surgery» (UK, London), зам. главного редактора журналов «Онкохирургия» и «Анналы реконструктивной, пластической и эстетической хирургии».
Война, которая идет круглосуточно
День онколога начинается с пациентов, клинических ситуаций и иногда заканчивается глубокой ночью: онкология – это война, которая идет круглосуточно. Случайных людей в онкологии мало; как правило, сюда приходят люди, мотивированные личными счетами с этой болезнью.
При онкологических заболеваниях головы и шеи речь идет о множестве опухолей различного прогноза и локализации. Хирург-онколог должен не только в совершенстве владеть методами микрохирургии и пластической хирургии, но и выстроить с пациентом максимально доверительные отношения, дать четкое представление о том, что пациенту предстоит пережить и как лечение повлияет на качество жизни. Важно и то,
что онкологическое заболевание социально значимо – это проблема не только пациента, но и его семьи, окружения. Общение с социумом, создание мотивации для успешного прохождения лечения, объединение всех ради того, чтобы спасти человека, – в этом тоже предназначение врача.
Микрохирургия и онкология
История российской микрохирургии началась 45 лет назад, и сразу возникла мысль, как это можно применить в онкологии. Прежде всего, для прецизионного удаления опухолей сложных локализаций. Например, опухолей околоушной слюнной железы, где надо радикально удалить опухоль и не задеть лицевой нерв, удалить структуры, поражающие придаточный аппарат глаза, и сохранить зрение. Потом стало очевидно, что микрохирургию можно применить и для лечения еще более сложных категорий больных, когда приходится изымать и восстанавливать отдельные фрагменты тканей и органов. В то же время в когорте классиков микрохирургии шли дискуссии: прекрасно помню наш разговор с профессором Виктором Соломоновичем Крыловым, когда пришел к нему осваивать это учение – микрохирургию. Тогда он спросил: «А что вы будете делать в онкологии, у вас там все обреченные люди?» Фактически я всю жизнь продолжаю невидимый спор с Виктором Соломоновичем, доказываю, что преодолеть онкологические заболевания можно, нужно и это хорошо.
Анатомические открытия и теория нервизма
Научные исследования в онкологии и микрохирургии сегодня идут по многим направлениям. Возможность работать в так называемой невидимой зоне многократно
расширяет пространство: микромир – это множество измерений. Классические направления микрохирургии – это ультра- и нано-микрохирургия. Следующие этапы развития – прецизионное оперирование части клетки, выполнение хирургического трансфера: выращивание, конструирование органоподобных структур. Для того чтобы не причинять организму пациента дополнительного ущерба, пересаживая ткани из одного места в другое, микрохирургия заготавливает аутотрансплантаты и делает их «умными».
Важная составляющая онкологии – продолжение неустанных исследований в прикладной анатомии, микроанатомии. Анатомические открытия происходят постоянно. Самое яркое среди них – возможность перестройки тканей на задачу, которую мы решаем для восстановления функции организма или органа. Условно говоря, когда нерв, заложенный, выросший и работающий по одной функции – нервной дуге, нами перестраивается, в том числе и в мозге, на другую функцию. Возврат на новом витке эволюции к теории нервизма нашего знаменитого физиолога Ивана Павлова доказывает пластичность нервной системы – это свидетельство тех возможностей, которые заложены в организме человека. Наша задача – всегда соответствовать острию эволюции, идти с нею вровень, сверяя возможности и желания, целесообразность и конечный результат.
Онкологическая настороженность
Конструктивизм, заложенный природой, в сочетании с высокими технологиями порождает безграничные возможности для лечения заболеваний хирургическими методами. В то же время чем сложнее хирургия, тем больше организационных моментов, которые необходимо учитывать, чтобы множество компонентов слилось воедино и все четко работало. Менеджмент, управление хирургическими возможностями дает нам очень большой ресурс для борьбы с онкологическими заболеваниями.
Мы живем в счастливую эру, когда главным показателем эффективности лечения становится качество жизни пациента. Мы доказали главное: жизнь можно спасти, но излечить человека ценой тяжелых осложнений с утратой качества жизни – этого мало, надо идти дальше в качественно новую сторону. Как это сделать? Прежде всего, я призываю каждого доктора – терапевта, любого медицинского специалиста проявлять онкологическую настороженность. Вы можете не знать онкологии, но при малейшем подозрении должны направить пациента к профессионалу – онкологу. Есть целый ряд симптомов рака головы и шеи начальной стадии, предраковых заболеваний, которые должны насторожить. Не теряйте онкологической бдительности. Главный результат – это спасение человека, сохранение качества жизни.
Европейская неделя ранней диагностики рака головы и шеи
Не упустить человека на начальной стадии онкологического заболевания – главная цель масштабной акции – Европейской недели ранней диагностики рака головы и шеи (European Head and Neck Society). Континентальная акция проходит ежегодно в сентябре. Вместе с коллегами из 28 европейских государств мы принимаем в ней участие, начиная с 2013 года, в 2015 году к акции присоединились Казахстан и Беларусь.
В 2013 году в акции приняли участие 3,5 тыс. пациентов, в 2017 – 26 тыс. В рамках Европейской недели ранней диагностики рака головы и шеи 2017 года было выявлено, что 25% пациентов, принявших участие в акции, – носители заболеваний, потенциально представляющих угрозу перерождения в опухоли. Надо диагностировать, биопсировать, санировать, лечить предраковые заболевания – это изменит пропорции частоты заболеваемости раком. Рассуждения о том, что заболеваемость растет и что делать – непонятно, беспочвенны. Заболеваемость управляема – важен правильный менеджмент.
Принципы Семашко
Наша онкологическая служба не хуже зарубежной: система диспансерной медицины, диспансерных групп, заложенная Николаем Семашко, позволяет решать масштабные задачи в пределах целой страны. Кроме того, есть система «Онконет», которую, к счастью, сохранили, не передали в общую сеть. «Онконет» позволяет нам осуществлять тотальный канцер-регистр, гарантирующий приемлемый уровень помощи, прослеживать маршрутизацию и осуществлять пожизненную диспансеризацию пациентов. Онкологическое заболевание – это на всю жизнь, и чек-ап – контроль – надо проводить неустанно, а не так, что прошло 3–5 лет, рецидива нет – все, вы здоровы. Это неправда. Пациент должен быть информирован о том, что его болезнь – проявление глубочайших нарушений, произошедших в его организме, принимать участие в профилактических мероприятиях. Например, у нас в Сеченовском университете есть специальный протокол по патоморфологии «Лечебно-профилактическая хирургия рака молочной железы».
Быть оптимистом и верить в победу
Как возникают раковые опухоли и передаются ли они генетически? Мы постоянно находимся в диалоговом общении и с внешними, в том числе неблагоприятными, факторами, и, если мы их не преодолеваем, запускается механизм канцерогенеза. Канцерогенность – каскадная, многокомпонентная ситуация, частично она носит наследственный характер, но в основном это то, что спровоцировано факторами, возникающими в жизни конкретного пациента.
Цель, к которой идем мы, – победить болезнь, путем тяжелейшей работы спасти жизни наших пациентов. И тем, кто готов прийти в онкологию, хирургию, предстоит посвятить себя этой высокой цели со всею горячностью, стать романтиком, оптимистом и верить в победу. Романтика спасенной жизни – готовность перекроить мир ради лучшего будущего, а не для личных благ – полагаю, это профессионально важное качество хирурга-онколога.
Помните: пациенты с заболеваниями головы и шеи – самая сложная категория больных. Ранняя диагностика имеет значение для спасения жизни и социальной реабилитации. Свыше 80% пациентов сохранят жизнь, получив своевременную медицинскую помощь.