Ректор Петр Глыбочко: «Качество медицинского образования в Сеченовском Университете должно быть вне конкуренции»
14 ноября 2023
Ректор Петр Глыбочко: «Качество медицинского образования в Сеченовском Университете должно быть вне конкуренции»

Очередной ученый совет в Первом МГМУ проголосовал за усиление практико-ориентированного подхода в обучении: это предполагает выпуск специалистов высокого класса, обладающих практическими навыками и повышение их конкурентоспособности на рынке. Как отметил ректор Петр Глыбочко, прежде всего для этого необходимо, чтобы студентам было максимально интересно учиться. На сегодня здесь около 25 тысяч обучающихся, из которых более 5 тысяч — иностранные граждане.  

Традиционное заседание ученого совета Сеченовского Университета Минздрава России было посвящено поиску новых инструментов повышения качества образования. Прежде чем перейти к главной теме, ректор заслушал отчеты о работе института и двух кафедр.  

Итоги и приоритеты

Директор Института электронного медицинского образования (ИЭМО), профессор Марина Кинкулькина представила отчет о его работе за 2020–2023 годы. Он включает восемь подразделений и реализует практико-ориентированный и цифровой подход. Для обучения студентов используются следующие модули: гибридный симулятор-тренажер «Сеченов», VR операции холецистэктомии, VR лицевой области, VR резекции желудка, VR блефаропластики. Дорабатывается новая цифровизированная площадка «Умный помощник» для эффективного получения хирургических навыков. Институт развивает платформу Sechenov.online, проводит олимпиады, семинары, мастер-классы, школы мастерства, тренинги с использованием симуляционного оборудования, «Университетские субботы». Общее количество обучающихся на всех онлайн-курсах — более 140 тысяч человек.

Второй доклад завкафедрой психиатрии и наркологии Института клинической медицины им. Н. В. Склифосовского Марины Кинкулькиной был посвящен работе кафедры психиатрии и наркологии за 2019–2023 годы. За это время количество ППС в возрасте до 39 лет увеличилось в 2,5 раза и достигло 31,47%. Сейчас здесь работает 31 сотрудник. Они защитили шесть диссертаций на ученую степень к.м.н. и одну на д.м.н., опубликовали четыре статьи в журналах Q1-Q2 и 38 работ совместно с обучающимися. На кафедре работает студенческий научный кружок и Журнальный клуб. 

Как рассказал завкафедрой акушерства и гинекологии Института клинической медицины Сергей Леваков, средняя численность работников в возрасте до 39 лет — 42,85%. Он отчитался за 2022–2023 годы. За этот период сотрудники кафедры провели две программы ДПО для студентов в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», 12 мастер-классов, обучают студентов по программе «Перевернутый класс». Также  было подано три заявки на регистрацию базы данных DataSet и 10 заявок на реализацию грантов. На кафедре работает СНК «Акушерство и гинекология». Количество публикаций в журналах Q1-Q2 — 17, из них 58% были созданы вместе с обучающимися.  

Ключ к развитию — качественное образование

По словам директора Института клинической медицины (ИКМ) им. Н. В. Склифосовского Беатрисы Волель, примером принципиально нового конструирования образовательной программы является профиль «Моделирование здоровья», который позволяет перейти от принципов классической медицины к «медицине будущего» или инжинирингу здоровья. Кроме прочего, он включает раннее погружение в клиническую практику и трансляцию передовых научных знаний.

Проекты ИКМ направлены на развитие у студентов профессиональных компетенций — в том числе это Междисциплинарный консилиум, Школа персонализированной медицины, более 90 ДПО, а также марафоны, акселераторы и хакатоны. В институте работает 51 СНК по 37 специальностям, в этом году сотрудники вместе с обучающимися опубликовали в журналах Q1-Q2 117 совместных публикаций. Формируется Институт научных тьюторов, стартовала Международная школа хирургии на английском языке совместно с институтом Мечникова.

Директор Института фармации имени А. П. Нелюбина Галина Раменская считает, что повысить привлекательность образования  можно с помощью таких шагов, как экспертиза и создание новых образовательных программ, программы получения двойных дипломов, международного сотрудничества, внедрения кампусной среды, современных технологий и оборудования, предоставления студентам возможности проявить себя и реализовать свои идеи.

Стратегический план Института фармации включает трансформацию образовательного процесса, создание практико- и науко-ориентированных площадок, развитие внутреннего управления, кейс-чемпионаты и сценарий реализации стратегии продвижения от НИР и НИОКР – к брендированному продукту. В связи с этим институт ведет следующие проекты: в рамках стратегического проекта № 1 («Биодизайн») разрабатываются трансдермальные терапевтические системы, по стратпроекту № 2 («Трансляционные исследования в медицине и фармацевтике») идет разработка средств для наружного применения, по проекту № 3 («Сеть развития лучших практик в медицине, науке и образовании») создается Центр компетенций по фармации и биотехнологии.

Обучение в Первом МГМУ: качественно, перспективно и интересно

Сеченовский Университет занимает 16-е место в топ-20 рейтинга агентства RAEX, при этом он первый в России в области медицины и фармации — рассказала проректор по учебно-воспитательной работе Татьяна Литвинова. Она представила основные показатели, которые характеризуют университет на сегодняшний день: это 12 учебных институтов, 2 центра, 117 кафедр, 233 школы-партнера довузовской подготовки и профориентации в 41 городе России, из них 6 медицинских сеченовских предуниверсариев (961 учащийся). 

В Первом МГМУ обучаются 24 830 студентов, в том числе 5 280 иностранных, 701 магистр, 1 250 аспирантов. Как отметила проректор, образовательной политикой Университета является формирование качественно нового выпускника, способного менять российское здравоохранение. Он должен обладать компетенциями, необходимыми для международного сотрудничества и создания передовых технологий в области наук о жизни.  

Татьяна Литвинова рассказала, как трансформируются образовательные программы Университета. «Для развития компетенций и навыков у обучающихся нам необходимо еще больше отдавать предпочтение активным и интерактивным формам обучения, а также максимально переориентировать соотношение активности в паре «преподаватель – студент» в пользу студентов. Таковы результаты внешней экспертизы качества преподавания», — подчеркнула проректор. 

Она рассказала, что на сегодня проект «Образовательное ядро» охватил 3 295 обучающихся. Новые компетенции освоили 315 ППС и 1 147 студентов. И все большее значение, по словам Татьяны Литвиновой, приобретает практическая подготовка.

Проректор отметила, что согласно необходимым метрикам формирования качественно нового студента, которые отвечают требованиям Министерства образования РФ, не менее 70% студентов должны получать дополнительную квалификацию с помощью программ ДПО, не менее 50% должны быть вовлечены во внеучебные практико- и научно-ориентированные активности. Еще по 2% должны заниматься проектной работой, проходить стажировку у индустриального партнера или встроиться в индивидуальные треки. Отсюда перед университетом появляются новые задачи: усилить образовательные программы в 2024 году, выстроить четкую систему управления образовательными программами с обратной связью, внедрить инструменты мотивации ППС через оценку их эффективности.

Подводя итоги заседания, ректор университета Петр Глыбочко еще раз акцентировал внимание на том, что практические занятия должны составлять не менее 40% от всей нагрузки студента и должен максимально применяться междисциплинарный подход.

«Сегодняшнее заседание мы неслучайно посвятили качеству медицинского образования. У нас учатся сильные студенты с высокими баллами. Сегодняшняя молодежь хочет получить отличное образование, чтобы в дальнейшем найти перспективную работу. Для нас очень важно, чтобы уровень и качество медицинского образования в университете были вне конкуренции, — подчеркнул Петр Глыбочко. — Думайте не только о настоящем, но и о будущем, внедряйте, предлагайте, максимально вовлекайте студентов в учебный процесс. Самое главное, чтобы им было интересно учиться. На сегодня у нас есть все, чтобы дать студентам отличные знания и сформировать из них высококлассных конкурентоспособных специалистов, которые будут заниматься научными исследованиями — у нас на кафедрах, в Научно-технологическом парке биомедицины, в других ведущих университетах или научно-исследовательских институтах нашей страны»

Кроме того, на заседании ученого совета прошло награждение. Ректор вручил медаль «За заслуги перед отечественным здравоохранением» завкафедрой эндокринологии ИКМ Нине Петуниной, медаль «За заслуги перед Первым МГМУ им. И. М. Сеченова» директору Института лингвистики Ирине Марковиной, почетное звание «Заслуженный профессор Первого МГМУ имени И. М. Сеченова» завкафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии ИКМ Сергею Терновому, а также дипломы новым докторам наук.

 

Фотоотчёт