Просто о сложном: как маленькие мыши помогают решать большие задачи

19 марта 2018 года в рамках реализации образовательного цикла Центра научной карьеры (ЦНК) прошла лекция профессора Бирмингемского университета и сотрудника кафедры патофизиологии Сеченовского университета Александра Брилля «Венозный и артериальный тромбоз, или как маленькие мыши помогают решать нам большие задачи». Первую часть лекции составил краткий экскурс в механизмы патогенеза тромбоза в артериях и венах. Лектор провел сравнительный анализ роли различных гликопротеиновых рецепторов в механизме развития агрегации тромбоцитов при артериальном тромбозе. С помощью витальной флюоресцентной микроскопии на животных моделях он наглядно показал, как связывание лигандов с различными подтипами рецепторов способно увеличить или, напротив, нивелировать риски развития тромбообразования и кровотечений.

Затем Александр Брилль осветил механизмы образования венозного тромба. Он сделал акцент на целостности эндотелия и локальной гипоксии, как ключевом индукторе данного патологического процесса. В основе тромбообразования в венах лежит типовой патологический процесс - воспаление, в связи с чем был предложен термин «иммунотромбоз». В завершении доклада профессор отметил роль процесса дегрануляции тучных клеток в развитии венозного тромбоза и активации противосвёртывающей системы крови.

Слушателей были впечатлены демонстрацией видеороликов с витальной флюоресцентной микроскопией, когда можно было наблюдать в режиме реального времени процесс тромбообразования и ретракции сгустка, многообразие моделей на различных линиях нокаутных мышах и эталонный дизайн проводимых исследований. Руководитель ЦНК профессор Ольга Морозова отметила: «Внимание привлекала как эстетика подачи материала, так и многообразие и наглядность используемой анимации. Владение аудиторией, высочайший профессионализм и искреннее желание профессора поделиться своими знаниями не оставили никого равнодушным».

После лекции развернулась жаркая дискуссия.

Ждём вас на следующих мероприятиях Центра научной карьеры.

про COVID-19