Замедлить старение, использовать возможности тела по максимуму, до конца жизни сохранять ясность мышления и интеллект — все это может биохакинг. Многие современные биохакеры в попытке сохранить молодость используют разные подходы: от самого простого отказа от сахара до отношения к телу, как к дорогому автомобилю — с регулярными прохождениями «техосмотра» и заправкой разными добавками. Иногда такой биохакинг сопровождается экспериментами над собой и печальными последствиями.
Ученые Сеченовского Университета подошли к этому вопросу со всей серьезностью: разработанная ими программа ДПО «Биохакинг» получила премию Координационного совета, ее уже прошли около 2 тысяч человек. Участники программы освоили научный подход к долголетию, изучили основы геронтоинженерии и повысили личную эффективность.
Как усовершенствовать организм по науке, рассказала доцент Сеченовского Университета Светлана Рыкова.
– Светлана Михайловна, Вы являетесь заместителем директора по методической работе Института профессионального образования и доцентом кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней ИКМ им. Н. В. Склифосовского Сеченовского Университета. Вы вместе со своими коллегами разрабатываете программы по здоровью и долголетию. Поэтому первый вопрос такой: что такое биохакинг?
– Если говорить дословно, это «взлом» организма и стратегия его улучшения с помощью достижений науки, а также экспериментальных средств или технологий. Есть несколько современных биохакеров, которые пробуют на себе разнообразные методики омоложения и профилактики возраст-ассоциированных заболеваний, куда входят ванны со льдом, барокамеры, инфракрасные кабины, инъекции, также они делают подробные чекапы и применяют комплексы БАДов. Это Брайан Джонсон, Рэй Курцвейл, Дэйв Эспри и другие.
Их гонка за молодостью стоит миллионы долларов. Хорошо, если все это выполняется под контролем врача, принимающего взвешенные решения, «омолаживающие» процедуры выписываются с учетом противопоказаний и они не оказывают негативного влияния. Если же человек в погоне за мечтой о молодости решает самостоятельно прибегнуть к процедурам омоложения, то последствия могут быть самые печальные.
В широком смысле биохакинг – это улучшение тела, возможностей организма, когнитивных функций мозга, это обучение человека стресс-менеджменту с помощью различных методик, основанных на научных исследованиях.
– Что включает в себя биохакинг? Он как-то связан с биологическим возрастом человека?
– Между биохакингом и превентивным управлением здоровьем можно поставить знак равенства, потому что это основы здорового образа жизни плюс достижения современной науки и технологий. В целом это и есть осмысленное управление здоровьем.
Персонифицированную программу управления здоровьем или биохакинг можно представить следующим образом. На первом месте стоит базовый чекап: оценка антропометрических показателей, рациона питания, физической активности, наследственных рисков, образа жизни с учетом вредных привычек и имеющихся заболеваний. Сюда же входит оценка основных лабораторных показателей, характеризующих жировой, углеводный и белковый обмен, функцию печени, почек и щитовидной железы, содержания витамина D.
На втором этапе уже на основе полученных данных идет построение персонифицированной стратегии управления здоровьем. Она включает: подбор правильного рациона питания и режима физической активности, налаживание здорового сна, внедрение методик по улучшению когнитивных функций, обучение правилам стресс-менеджмента.
Что касается биологического возраста, то он отражает настоящее состояние организма, показывает активность метаболических процессов и функциональный резерв. Идеальный вариант — это когда биологический возраст человека либо равен хронологическому, либо ниже него. Так как этот показатель зависит не только от генетики, но и от образа жизни, то понятно, что при регулярной физической нагрузке, рациональном питании, оптимальной организации труда и отдыха ваш биологический возраст будет ниже паспортного.
Оценить биологический возраст можно по нескольким показателям (как правило, эта оценка проводится комплексно). К ним относятся тест на толерантность к физической нагрузке, определение показателей холестерина, глюкозы, артериального давления, частоты сердечных сокращений, силы, гибкости, выносливости, скорости реакции. Тестов достаточно много и в каждом отдельном случае их можно подбирать индивидуально.
Таким образом, зная базовые результаты обследования, мы можем от них отталкиваться и контролировать результаты проведенных антиэйдж-мероприятий, можем выстраивать стратегию по поддержанию здоровья и улучшению качества жизни и снижать биологический возраст человека.
– Светлана Михайловна, какая связь между биохакингом и когнитивным здоровьем?
– Известно, что когнитивные функции — наиболее сложные функции головного мозга. С их помощью мы взаимодействуем с внешним миром, можем принимать, обрабатывать, самостоятельно создавать и воспроизводить информацию, обмениваться ею с другими людьми. С возрастом уменьшаются вес и объем головного мозга, снижается количество нейронов и нейронных связей, нарушается обмен нейромедиаторов. У человека это проявляется в виде быстрой утомляемости, рассеянности и забывчивости, снижении концентрации внимания и трудоспособности.
Примечательно, что снижение когнитивных функций может быть не только у пожилых, но и у молодых людей. Причины этого лежат во вредных привычках, неправильном питании, малоподвижном образе жизни, нарушенном сне и недостатке умственных нагрузок. Конечно же, методы биохакинга помогут с этим справиться. Здесь речь уже может идти о нейрохакинге, а это в том числе настройка режима сна, обеспечение адекватной физической нагрузки, мозговой фитнес и налаживание рационального питания, например введение MIND-диеты, которая делает акцент на потреблении зелени, мяса птицы, рыбы, овощей и ягод.
– Как Вы считаете, биохакинг — это больше наука или медицина?
– Так как биохакинг — это набор методик для «взлома» биологических процессов, то он не может существовать отдельно от науки. Технологии биохакинга всегда опираются на результаты научных исследований. Биомаркеры старения основываются на научных исследованиях, антиоксиданты и геропротекторы тоже подбираются по результатам научных исследований, опубликованных в серьезных научных журналах. А медицина в биохакинге — это то, что дает нам возможность контролировать метаболические изменения организма в динамике.
– Сейчас набирают популярность генетические тесты. Это нужная и важная вещь для каждого, кто беспокоится о своем здоровье, или маркетинговый ход?
– Да, генетические тесты или генетические панели сегодня достаточно востребованы, с их помощью мы создаем генетическую карту здоровья. Она позволяет нам оценить риски заболеваний, выстроить эффективную стратегию снижения веса и повлиять на эпигенетические факторы.
Но чтобы они были информативными, нужно сопоставлять генетический анализ с реальным человеком – с его анамнезом заболевания, его наследственностью, его образом жизни. Только в этом случае генетический тест будет полезным инструментом и сможет предупредить заболевания. А отдельно он не несет никакой смысловой нагрузки. Человек получит эти результаты, но не будет знать, как их внедрить в свою жизнь. В этом и заключается ловушка. Поэтому мы учим использовать генетическое тестирование только в совокупности с эпигенетическими факторами, с самим человеком и его особенностями.
– Светлана Михайловна, как долго разрабатывалось это направление в Сеченовском Университете?
– Изначально здравоохранение в нашей стране носило профилактический характер. Основополагающие принципы заложил первый народный комиссар здравоохранения РСФСР Николай Александрович Семашко, который с 1921 по 1949 годы заведовал кафедрой социальной гигиены в нашем университете. Уже тогда выдвигался тезис о необходимости заботы о здоровье здоровых людей, о выявлении заболеваний на ранних стадиях, о предупреждении осложнений, рецидивов и перехода острых заболеваний в хронические. Но потом был временной период, когда эта направленность была утеряна и произошел переход на «ремонтную медицину».
В последние годы накопленный научный потенциал нашего Сеченовского Университета наук о жизни дал нам возможность заниматься биохакингом. Сегодня развитие генетических методик позволяет составить генетическую карту здоровья; специалисты по лечебной физкультуре и реабилитации разрабатывают дозированную физическую нагрузку; специалисты в области общей врачебной практики составляют грамотный рациональный чекап, а фармакологи подбирают рациональную фармакологическую поддержку.
Кроме того, наш Университет обладает широкими возможностями в области эстетической медицины, в вопросах женского и мужского здоровья. По инициативе ректора, академика Петра Витальевича Глыбочко было открыто новое направление в рамках специалитета «Лечебное дело» — «Моделирование здоровья». Следуя в этом векторе развития, нами было принято решение показать возможности антивозрастной медицины широким слоям населения. Междисциплинарная программа дополнительного образования по биохакингу, разработанная Сеченовским Университетом, получила премию Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» «Лучшие практики учебно-методического сопровождения образовательных программ по итогам 2023 года». Надо сказать, что программа пользуется большой популярностью, ее успешно освоили уже около 2 тысяч человек.
– Светлана Михайловна, если биохакинг предполагает настройку биологических процессов организма, есть ли общие рекомендации, которые вы можете посоветовать всем людям без исключения? В этот список входят биодобавки?
– Общие рекомендации — это контроль за питанием и двигательной активностью, профилактика возраст-ассоциированных заболеваний, правильно составленный чекап, профилактика когнитивного старения. Каждый может делать то, что ему понятно и доступно.
А применение биологически активных добавок — неотъемлемая часть биохакинга. Поэтому отдельный образовательный блок нашей программы посвящен вопросам саплементации. Мы изучаем активные компоненты природного происхождения, которые используются в составе БАДов; говорим, как правильно подойти к выбору такого продукта; объясняем, как отличить оригинальный продукт от поддельного; рассматриваем технологии, которые обеспечивают высокую биодоступность, и еще много других вопросов.
Сегодня у нас большой интерес вызывают пептидные препараты и соединения, влияющие на длину теломер. Также достаточно широко в программе представлен диагностический лабораторный блок. Все вопросы, которые возникают у обучающихся, разбираются на вебинарах нашими преподавателями.
– Кому вы советуете получить образование в сфере биохакинга? Могут ли его получить люди без высшего образования? А медицинский персонал, медсестры? Может ли это образование получить любой человек «для себя», чтобы применять эти знания для улучшения собственного здоровья или своей семьи?
– У нас в Институте профессионального образования есть разные виды обучения по направлению «Биохакинг». Для людей с высшим и средним профессиональным образованием мы можем предложить программу профессиональной переподготовки или программу повышения квалификации. Для людей без образования мы предлагаем дополнительные общеразвивающие программы. Каждый может найти для себя что-то подходящее.
– Как может мониторить свое состояние человек без медицинского образования, только через данные анализов? Какие базовые показатели должны знать про себя абсолютно все люди?
– Несомненно, любой человек может встать на путь здорового образа жизни. Базовый чекап — универсальное исследование для всех, но базовые показатели рассчитываются отдельно для женщин и мужчин. Четкую картину состояния здоровья может дать комбинация базового чекапа и онкоскрининга. Для этого желательно сдать клинический анализ крови, биохимический анализ крови (куда входят такие показатели, как холестерин, глюкоза, общий белок, мочевая кислота, креатинин, АЛТ, АСТ, ЩФ, общий билирубин), ТТГ, АТ-ТПО, АТ-ТГ, общий анализ мочи, копрограмму или кал на скрытую кровь, рентгенографию легких (ежегодно), тестостерон и PSA (для мужчин), ФСГ, генетический анализ на BRCA1 и BRCA2 (для женщин — при наличии у них кровных родственников с раком молочной железы), маммографию (с 40 лет). Кроме того, женщинам необходимо получить консультацию акушера-гинеколога.
– Светлана Михайловна, нужны ли людям какие-то гаджеты, чтобы отслеживать свое состояние?
– Конечно, с гаджетом отследить свое состояние гораздо проще. Современные гаджеты играют одну из ключевых ролей в биохакинге: они предоставляют нам данные о состоянии нашего организма в реальном времени, помогают следить за здоровьем и формировать полезные привычки.
Сейчас на рынке представлено достаточно много умных устройств, но начать целесообразно с фитнес-трекера или умных часов. Они способны отслеживать физическую активность, мониторить фазы сна, следить за частотой сердечных сокращений, а некоторые модели умеют делать ЭКГ и измерять уровень кислорода в крови. Эта область постоянно развивается — сегодня на мировом рынке уже существуют ноотропные гаджеты для тренировки мозга вплоть до имплантов и чипов.
– Посоветуйте, с чего начать путь в биохакинг обычному человеку, который хочет стать здоровее, красивее и моложе? К кому прежде всего обращаться, как «прокачать» себя?
– Чтобы выявить отклонения в состоянии здоровья, прежде всего нужно обратиться в поликлинику по месту жительства. Там можно пройти первичный профилактический осмотр и диспансеризацию — и на этом этапе уже будет понятно, нужно ли человеку дальнейшее обследование или лечение.
А для тех, кто хочет пойти дальше, изменить образ жизни, замедлить процесс старения, улучшить здоровье и внешность, следует обратиться к специалисту по превентивному управлению здоровьем и он выстроит стратегию для достижения этой цели. Но в любом случае потом придется придерживаться рационального питания, ввести в ежедневную рутину физическую активность и закрепить другие полезные привычки — без этого никуда.
– Светлана Михайловна, и последний вопрос: какие выгоды несет биохакинг, в том числе материальные? Эта стратегия вообще выгодна здравоохранению и стране в целом?
– Конечно, превентивно управлять своим здоровьем и масштабировать здоровьесбережение в своем окружении — это очень выгодно. Такая стратегия улучшает здоровье нации, настраивает людей на активное долголетие, и, как следствие, снижает финансовую нагрузку на здравоохранение. А если формировать настрой на сохранение здоровья с молодых лет, причем на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также в корпоративной среде, то в итоге мы получим снижение смертности, увеличение продолжительности жизни и экономию финансовых средств, которые можно будет направлять на развитие медицинской науки. Именно для этого мы в Институте профессионального образования разрабатываем программы и готовим специалистов.