Какая столичная аптека появилась еще при Петре Первом, кем был открыт химический элемент «рутений», как работа провизором помогла писательнице Агате Кристи стать королевой детектива, и когда в одном из наиболее значимых благотворительных заведений Москвы — Странноприимном доме графа Шереметева — была организована бесплатная выдача лекарств? Ответы на эти и другие вопросы знает профессор Института фармации Владислав Сергеевич Карташов. Его студенты изучают не только формулы из учебников — он обучает химии с одновременным погружением в историю и культуру, открывает будущим фармацевтам новые грани профессии, заодно формируя систему ценностей и воспитывая Личность.
Учитель новой формации
Привить интерес к учебе, а заодно развить любовь к городу и стране, сформировать в стенах учебного заведения профессионала высокого уровня и всесторонне развитую личность — для решения этих задач каждый педагог находит свой путь. А профессор кафедры фармацевтической и токсикологической химии им. А.П. Арзамасцева Института фармации им. А.П. Нелюбина Сеченовского Университета Минздрава России Владислав Сергеевич Карташов, как истинный профессор химии, решил разработать и использовать свой собственный рецепт обучения — экскурсии по старинным аптекам Москвы. Опираясь на богатую историю фармации, на 40-летний опыт преподавания и широчайший кругозор, он воспитывает у студентов отношение к профессии на исторических примерах из жизни страны.
«Не зная прошлого, невозможно понять настоящее и заглянуть в будущее», — изречение, которое висело на стене его класса, Владислав Сергеевич помнит до сих пор. Любовь к истории ему привила школьная учительница, а позже он заинтересовался историей медицины и фармации. После окончания Сеченовского Университета — в ту пору 1-го ММИ, магистратуры историко-архивного института РГГУ и курсов экскурсоводов, он начал преподавать, параллельно выступать на конференциях, печататься в научных изданиях, а по выходным — водить экскурсии по музею-заповеднику Царицыно.
«Разделение на медицину и фармацию произошло в Европе еще в 1241 году. Это две веточки одного дерева, но отличающиеся друг от друга, две сестры, но разные. Поэтому, говоря о кровной связи медицины и фармации, всегда старался донести до ребят нюансы нашей профессии, — рассказывает Владислав Сергеевич. — Фармация уникальный сплав гуманитарных и естественных наук. Поэтому, освещая вопросы фармации, невольно затрагиваешь историю, филологию, ботанику, зоологию, химию. В процессе преподавания, на лекциях и семинарах, я начал рассказывать студентам о замечательных фармацевтах, о старых аптеках и истории их возникновения. Естественным образом возникла мысль показать, что же от них осталось. Так появились экскурсии».
Целью своих путешествий он видит профессиональную самоидентификацию, воспитание уважительного отношения к своей будущей профессии как к культурному феномену, к ее истории как части истории Отечества. Так, во время изучения химии лекарственных средств, профессор рассказал, что порядка 20 элементов таблицы Менделеева были открыты фармацевтами, элемент рутений был открыт российским аптекарем и назван в честь России (Rutenia в переводе с латинского — Россия). Комментируя рецепт в романе «Загадочное происшествие в Стайлзе», он напомнил, что Агата Кристи была дипломированным провизором. А писатель Николай Гоголь увлекался лекарственными растениями и включил в свой «Объяснительный словарь» русского языка много их народных названий.
Как рождается идея экскурсии? «Неплохо зная историю Царицыно, я обратил внимание на то, что даже в Энциклопедии музея нет данных об аптеке, которая там была. Есть упоминание только об одном из владельцев этой аптеки, причем со ссылкой на мою статью, — говорит профессор. — Поработал в Центральном государственном архиве города Москвы, опубликовал монографию по истории царицынской аптеки, теперь рассказываю про нее студентам».
По зову сердца
Путешествия Владислава Карташова выглядят как погружение в мир истории и культуры. «Вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи»: экскурсия из серии «Старые аптеки Москвы» по улице Сретенке, на которой вырос Владислав Карташов, начинается с реплики княгини Тугоуховской из «Горя от ума». Этот маршрут он называет самым близким и дорогим для себя: стартовав от памятника Грибоедову на Чистых прудах, он идет мимо столетнего дома страхового общества «Россия» к памятнику Крупской. По пути студенты успевают услышать о Сретенском монастыре, церкви Успения Богородицы в Печатниках — именно ее интерьер можно увидеть на картине «Неравный брак». А попутно узнают, что именно в этих местах снимали часть культового фильма «Берегись автомобиля».
Далее — дом, в котором вырос профессор: Сретенка, 17. На его первом этаже размещалась одна из восьми московских аптек, основанных по указу Петра Первого. Следующие точки: переулки Большой и Малый Головин, где одно время жил Чехов, затем родная школа, церковь Троицы в Листах, несохранившаяся Сухарева башня, Странноприимный дом графа Шереметева — ныне Институт Склифосовского, и история его аптеки.
Фармация сквозь призму культуры и искусства
Современное образование нацелено на подготовку специалистов будущего — сильных и разносторонних профессионалов, умеющих мыслить, и профессор Института фармации Владислав Карташов попадает в эту концепцию. Ему каким-то образом удается, обучая истории фармации, и освещать грани профессии, и давать знания гуманитарной направленности, и создавать открытое дружелюбное пространство для полноценного общения. Об этом говорят и общие фотографии с их прогулок. Вот Владислав Сергеевич с ребятами на месте аптеки, которая работала здесь 150 лет назад. А вот они у дверей аптеки № 8 — последней аптеки в Москве, открытой по Указу Петра Первого от 22 ноября 1701 года, в переулке с символичным названием «Последний». А здесь они обсуждают формулу папаверина.
Создать атмосферу увлеченности, сделать интересным самый серьезный материал — на первый взгляд, это у Владислава Сергеевича получается легко, как будто само собой. Но за этим стоит широкий кругозор и большое количество увлечений: профессору самому интересно то, о чем он рассказывает.
Например, объясняя тему общей фармацевтической химии «Прозрачность и цветность растворов лекарственных средств», он вспомнил про свою давнюю любовь к живописи и рассказал, как работали с цветом импрессионисты, постимпрессионисты и представители других направлений. А в качестве примеров привел работы талантливых аптекарей — известных живописцев. Ребята обсудили картины французского Ашиля Ложе, немецкого Карла Шпицвега, венгерского Йожефа Рипль-Рона — «Цветущий миндаль», «Аптека с аистом», «Влюбленный провизор», «Книжный червь», «Дама в черной шляпе» и другие.
Метод Кьельдаля на фарси
«Почему именно аптеки и библиотеки? Аптеки — это наша специальность, а библиотеки — источник и средство познания нашей профессии», — рассказывает профессор. На своих экскурсиях он использует не только русскую речь, но и английские, французские, латинские слова и выражения, и даже язык жестов и мимики. Для группы иранских студентов был разработана специальная программа — она началась в Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки.
С целью объяснить метод Кьельдаля (количественное определение органически связанного азота), Владиславу Сергеевичу пришлось использовать литературу по фармацевтической химии на персидском языке. Студенты переводили описание метода с их родного фарси, и заодно подтянули знания как в области химии, так и в области русского языка. А прокачать международный язык общения врачей и фармацевтов — латинский — им помогли шахматы. В эту древнюю игру профессор и студенты играют, перемежая русские, латинские, английские и персидские слова, тут же, в библиотеке.
Чтобы иностранным студентам было легче запомнить большое количество информации, профессор использует систему Лейтнера (метод интервальных повторений). На одной стороне карточки студенты пишут структурную формулу лекарственного средства, а на обороте — его название на латинском, русском и на фарси. «Студентам-иранцам тяжело приходится, ведь они учат сразу русский и латинский языки, — отмечает Владислав Сергеевич. — Например, словосочетание “производные бензилизохинолина” очень сложно для них как с точки зрения произношения, так и с точки зрения понимания смысла, вызывает затруднение даже понятие "производные". Пытаюсь объяснять на примерах, им хорошо знакомых: например, мука — это основа, а хлеб — это производное».
Не только обучение, но и знакомство с миром вокруг — традиционная экскурсия Владислава Карташова по Москве не оставила иранских студентов равнодушными. Для начала он привез их в свою альма-матер на Никитский бульвар, 13 — дом, откуда начался Московский фармацевтический институт. У мемориальной доски они почтили память студентов и сотрудников института, погибших во время Великой Отечественной войны. На Большой Никитской профессор рассказал о фонтане-памятнике «Александр и Натали» напротив церкви Вознесения, где Пушкин венчался с Натальей Гончаровой. Вот так, цитируя то «Евгения Онегина», то «Персидские мотивы», он провел группу по Леонтьевском переулку к скверу им. Муслима Магомаева, мимо памятника персидскому поэту Низами, на Тверской бульвар к памятнику Сергею Есенину. Закончили встречу в кафе, чтобы обсудить все увиденное.
В цифрах не измеряется
Сколько экскурсий он уже провел, сколько километров прошел со своими студентами — профессор не считал, поэтому в цифрах выразить не может. Иногда ребята признаются, что его экскурсии и истории с погружением в разные дисциплины оживляют суховатый курс химии, поэтому такие темы как правило хорошо запоминаются. Студенты говорят, что учиться в Институте фармации очень интересно — здесь им прививают не только знание формул, но и мотивацию к самообразованию и общему развитию, любовь к городу и стране.
«Мы узнали множество интересных фактов, услышали много рассказов о памятных местах и улицах Москвы. Увидели центр глазами местного жителя, узнали, что здесь было раньше и как все изменилось. В частности, узнали интересные факты о первом опыте работы в аптеке Владислава Сергеевича во времена его студенчества, — говорит Софья Куликова, староста группы 05-03 Сеченовского Университета. — Хорошо, что есть прекрасные преподаватели, которые могут не только дать ценный совет, но и душой понять молодое поколение. К счастью, мы попали именно к такому».
«Ходили с профессором по интересным местам, в том числе были в здании на Никитском бульваре, откуда началась история создания Института фармации Первого МГМУ. Я рада, что узнала больше исторических фактов о Москве и России. Хочется отметить, что Владислав Сергеевич хороший преподаватель, у которого много терпения и энтузиазма», — отметила Рахил Харифнаштифани, староста группы 4-23 Сеченовского Университета.
По словам Маргариты Агабалян, старосты группы 05-14 Сеченовского Университета, благодаря своему преподавателю они увидели самые живописные уголки парка Царицыно и узнали факты, о которых некоторые ребята раньше даже не слышали. «Владислав Сергеевич рассказал глубокую историю Царицыно, поделился знаниями о каждой достопримечательности, об архитектурных стилях, которые сочетаются в зданиях парка, и о том, как эти стили отражают различные эпохи в истории России. Благодаря его энтузиазму и глубоким познаниям каждому из нас удалось унести с собой частичку истории. Тот день оставил нам теплые воспоминания, которые будут греть душу, когда мы выпустимся», — подчеркнула студентка.
На выходной у Владислава Сергеевича уже намечена очередная экскурсия: рабочие дела когда-то заканчиваются, дело просвещения — никогда.