«Приехал на месяц, остался на годы». Как бразильский инженер Фредерико Переира стал частью биомедицинской науки Сеченовского Университета
28 мая 2025
«Приехал на месяц, остался на годы». Как бразильский инженер Фредерико Переира стал частью биомедицинской науки Сеченовского Университета

Фредерико Давид Аленкар де Сена Переира — старший научный сотрудник дизайн-центра «Биофабрика» Сеченовского Университета. Сегодня его разработки находятся на передовой науки и медицины, открывая новые горизонты в регенеративной медицине и биотехнологиях. Как тяга к экспериментам привела ученого в Россию, над какими проектами он работает сейчас, что самое главное в науке и как удержать баланс между работой и жизнью?

 

Первые шаги в мир инноваций

Фредерико Переира родился и вырос в Бразилии. В Университете Кампинаса, одном из ведущих технических вузов страны, он изучал компьютерную инженерию и получил степень магистра в области машиностроения. Еще во время учебы он начал работать в Центре информационных технологий имени Ренату Арчера — научно-исследовательском и опытно-конструкторском подразделении Министерства науки и технологий Бразилии.

В 2009 году истек срок действия ключевых патентов на FDM-печать (Fused deposition modeling – технология послойного наплавления пластика) — самый простой и недорогой способ 3D-печати. Так перед исследователями открылись новые возможности в этой области.

«Мой коллега участвовал в международном open-source проекте Fab@Home, который позволял создавать доступные 3D-принтеры. Он сконструировал такой принтер. Моей же задачей было разработать головку для печати поликапролактоном — на тот момент еще не было технологий, которые позволяли бы с ним работать», — вспоминает Переира.

Так молодой ученый погрузился в мир аддитивных технологий и работал над проектами, связанными с 3D-печатью полимеров и композитных материалов. Этим, впрочем, его область научных интересов не ограничивалась. Он помогал в исследованиях многим аспирантам, в том числе занимавшимся цифровой реконструкцией лиц для задач судебной медицины. Сам Переира провел первую цифровую реконструкцию лица на основе системы, предложенной Фернандесом, в Бразилии, используя изображения, полученные при помощи компьютерной томографии черепов, и разработал специализированный протокол для точного размещения ключевых точек на черепе.

 

«Меня привлекают вызовы»

В 2014 году в Центр приехал российский ученый Владимир Миронов, один из пионеров биопечати. Работа с живыми клетками тогда уже не казалась фантастикой, но всё еще была новаторским направлением, технологии которого пока оставались на стадии лабораторных исследований. Миронов был в первую очередь биологом, и ему требовалась помощь инженеров.

«Мой руководитель знал, что я не тот сотрудник, который просто нажимает на кнопки: я люблю экспериментировать, меня привлекают разные вызовы. Он предложил мне помочь Миронову, и мы отлично сработались», — говорит Переира.

Вместе с Мироновым и другими коллегами Переира разработал и запатентовал 3D-микроопоры для фиксации клеточных сфероидов, которые назвал Lockyballs. Используя лазерные технологии, он разработал структуры размером всего 200 микрон, напоминающие застежку-липучку Velcro: их микроскопические «крючки» надежно удерживали сфероиды и способствовали их слиянию. Такой подход позволил создавать более стабильные и жизнеспособные ткани, что приблизило технологии к их применению в регенеративной медицине.

Эта разработка открыла перед Переирой двери в мир биомедицинской инженерии. Разработкой микроопор сотрудничество с Мироновым не ограничилось — в 2016 году ученый пригласил молодого перспективного коллегу в Россию.

 

«Главное – это люди»

В то время Миронов был научным руководителем лаборатории 3D Bioprinting Solutions и работал в том числе над созданием первого в стране 3D-биопринтера FABION. К разработке и улучшению устройства, а также многим другим проектам лаборатории, приложил руку и Переира. Какое-то время он работал удаленно, а затем его пригласили посетить лабораторию лично: узнать, как там устроена работа, какие есть инструменты. Ждали лета — чтобы не напугать бразильца российскими морозами.

«Изначально я собирался приехать всего на месяц, но впечатления были отличные, и мы продлили визит еще на два месяца. Затем появились новые проекты, и я остался еще на месяц, и еще, и еще... И вот уже почти 10 лет я живу и работаю в России», – говорит Переира.

В 2022 году 3D Bioprinting Solutions претерпела структурные изменения. Многие сотрудники перешли в МИСИС. Переира же вернулся на родину, но ненадолго — Миронов стал сотрудничать с Сеченовским Университетом и предложил для проекта по созданию портативного биопринтера «Биоган» кандидатуру бразильского коллеги. Нашлись для него и другие интересные задачи, включая разработку тканеинженерного биореактора для мегапроекта «Орган-на-заказ» — высокотехнологичной системы, способной воспроизводить условия in vivo для выращивания клеточных конструктов. Основной инженерной задачей стало создание автоматизированной платформы, которая обеспечивает точный контроль параметров среды (температура, pH, концентрация газов и питательных веществ), а также механическую стимуляцию тканей для улучшения их функциональных свойств.

«Биореакторы с подобным функционалом есть за рубежом, но покупать их для нас не вариант. Доставка расходных материалов, техподдержка, если что-то сломается — всё это может занимать месяцы. Собственный биореактор мы можем модифицировать под необходимые нам задачи буквально за несколько дней, а в науке время — это критический ресурс», — подчеркивает Переира.

На мировой арене Россия в области биопечати не отстает от других стран, уверен Переира, и главную роль в этом играют ученые, увлеченные своим делом.

«Биопринтеры — это просто инструменты, как шприц или пинцет. Главное — люди, которые с ними работают: их знания, командная работа и способность решать нестандартные задачи. Без грамотных специалистов даже самая продвинутая техника бесполезна», — уверен он.

Еще одним проектом, которым гордится Фредерико Переира, работая в 3DBio, является созданный в 2018 году космический биопринтер Organaut. «Работа над ним была похожа на научно-фантастический фильм, но с другим поворотом сюжета: это было реально, важно и с высокими ставками», – вспоминает инженер. По его словам, ключевым моментом этого проекта было использование преимуществ микрогравитации для процесса печати органов, а также изучение радиации в организме человека в условиях дальних космических путешествий.

В 2019 году этот проект стал постоянной экспозицией в Музее космонавтики.

 

В поисках баланса

Россияне, вопреки всем стереотипам, оказались очень приятными людьми — с ними комфортно общаться и работать, признается Переира. Да и зима, как выяснилось, не так страшна и даже красива — в Бразилии снег обычно можно встретить только в горах.

Несмотря на плотный график, Фредерико находит время для хобби — например, скейтбординга. Также важной частью его жизни в Москве стала капоэйра.

«Я практиковал капоэйру в Бразилии, когда мне было 14 лет. В свои первые выходные в Москве в 2016 году я, бродя в одиночестве по парку Горького, увидел, как люди собрались позаниматься. Это было мое возвращение к этому мощному бразильскому боевому искусству. Это не только физическая нагрузка, но и социальная сторона жизни. Жизнь ведь — это не только работа. Если у тебя есть баланс, ты будешь делать всё лучше. Я искал этот баланс — и я его нашел», — улыбается он.