Обучение в медицинских вузах трансформируется с учетом новых образовательных технологий. Об этом заявил председатель Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», ректор Сеченовского Университета, академик РАН Петр Глыбочко, выступая на заседании Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ 26 января 2021 года. По его словам, это вызвано формированием единого цифрового контура национальной системы здравоохранения.
Заседание проходило при участии министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. В повестке обсуждения – цифровизация и ее роль в развитии современной науки и высшего образования, предполагаемые изменения в государственной программе «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» и утверждение Плана работы на 2021 год.
Открывая мероприятие, министр подчеркнул актуальность цифровизации в современном научно-образовательном пространстве и отметил актуальность обсуждения этой темы. Участники заседания рассмотрели особенности внедрения цифровых технологий в различных отраслях науки и высшей школе.
В своем выступлении Петр Глыбочко напомнил, что пандемия COVID-19 значительно подтолкнула цифровую трансформацию в образовании. «Прошлый год стал новой точкой отсчета для внедрения цифровых сервисов и стандартов. Сегодня важнейшей задачей цифрового медицинского образования является интеграция современных технологий, науки и практикоориентированного клинического подхода. Целью цифровой трансформации медицинского образования мы видим системные изменения для создания единой цифровой образовательной среды. Платформы, объединяющей студентов и преподавателей, научные лаборатории и практикующих врачей на принципах свободного доступа к информации и управления ей на основе анализа больших данных», – подчеркнул Петр Глыбочко.
Также Петр Глыбочко представил цифровые разработки, которые используются или будут внедрены в ближайшее время в Сеченовском Университете и еще в 15 медицинских университетах страны. В частности, уже работает онлайн-кабинет для абитуриентов, в котором реализованы сервисы электронного документооборота, тестирования и информирования. С получением статуса студента в личном кабинете предоставляется автоматический доступ к необходимой информации для учебы: расписанию, образовательному контенту, тестированию и пр., настроены механизмы оценки преподавателей и курсов.
Также вуз приступил к формированию электронного портфолио каждого студента, в котором учтены результаты олимпиад, участие в конференциях, выступления с докладами, успеваемость и другие активности. Эти данные помогают определиться с образовательной и научной траекториями. Разработан алгоритм оценки образовательно-карьерных компетенций на основе анализа данных портала med-career.ru Сеченовского Университета и рекомендаций с элементами искусственного интеллекта.
С этого года университет переходит на управление учебным процессом на основе данных аналитического приложения QlikSense. С его помощью можно получить информацию по успеваемости каждого студента, кафедры или института, оценить сложность учебного материала и сравнить результаты. Помимо прочего, на платформе sechenov.online расширено взаимодействие с ведущими вузами. За последний год количество общедоступных курсов выросло в несколько раз: более четырехсот онлайн-курсов уже включены в 18 образовательных программ.
Одним из прорывных решений стало создание учебной Сеченовской Киберклиники. Уже создана единая платформа виртуальной и дополненной реальности. Все проекты, которые представлены на её базе, – из реальных клинических случаев, на основе историй болезни пациентов клиник вуза. «Благодаря этой уникальной технологии студенты получают совершенно другой уровень понимания устройства человеческого организма, недоступный вчерашним учебникам и видеоматериалам. В режиме реального времени преподаватель может менять симптомы клинического случая, а студент, находящийся в виртуальном пространстве, видит все изменения и должен принимать настоящие врачебные решения», – пояснил Петр Глыбочко.
Внедрена система «Виртуальный пациент» для дистанционной отработки практических навыков у студентов. Каждый студент получает своего виртуального пациента и выбирает свой вариант лечения, при этом система не только оценивает, но и дает рекомендации для дополнительного обучения в случае неправильного ведения больного.
По словам Петра Глыбочко, цифровые технологии в медицинском образовании дают возможность выстроить гибкую и качественную образовательную программу. «Мы не отказываемся от традиционного медицинского образования у постели больного, но используем смешанный тип образовательных технологий: лекционный курс оффлайн, практические занятия, занятия в симуляционном центре, мастер-классы по проблемным клиническим случаям. Таким образом, у нас сформирован смешанный подход к обучению – очно, виртуальные модули и модули дополненной реальности», – резюмировал ректор.
Процесс цифровизации активно внедряется и в научно-исследовательскую работу Сеченовского Университета. Созданы научно-коммуникационные сервисы, интегрированные в единое цифровое пространство вуза, объединяющее врачей, студентов, преподавателей и поддерживающее их на протяжении всей карьеры. В их числе – система управления научно-исследовательской деятельностью, где представлена вся информация о научных проектах каждого сотрудника. Также разработано решение комплексной задачи представления научных работ во всемирные системы научной коммуникации для продвижения университета как лидера мировой науки.