Сегодня отмечается Всемирный день акушера-гинеколога. Мы решили задать актуальные вопросы, касающиеся здоровья женской репродуктивной системы, важности планового осмотра и новых методов лечения в гинекологии, Наталье Левченко – заведующей отделением онкогинекологии УКБ № 4 Сеченовского Университета Минздрава РФ, врачу-онкологу, гинекологу, хирургу, профессору, доктору медицинских наук.
– Наталья Евгеньевна, насколько серьезна статистика, связанная с онкогинекологией?
– В структуре заболеваемости опухолями женской репродуктивной системы лидирующую позицию занимает рак молочной железы, который входит в пятерку самых смертельных злокачественных опухолей как в России, так и в мире. Что касается злокачественных новообразований в онкогинекологии, то на сегодняшний день рак тела матки составляет 8,1 %, рак шейки матки – 4,9%, рак яичников – 4,2% в структуре заболеваемости среди женского населения России по данным на 2021 год. На мой взгляд, рост данных показателей связан в том числе не только с ростом заболеваемости злокачественными опухолями в целом, но также и с улучшением выявляемости рака, улучшением диагностических мероприятий. Примерно такое соотношение нозологий опухолей мы видим и в рамках нашего отделения. Что касается таких лидирующих заболеваний, как рак шейки матки и рак тела матки, то значительно чаще к нам приходят пациентки на ранних стадиях опухолевого процесса. Среди них 90% с пятилетним прогнозом выживаемости. Подобным пациенткам мы предлагаем как органосберегающие операции с сохранением репродуктивной функции у молодых женщин, так и радикальные оперативные вмешательства.
Более серьезная проблема заключается в том, что за последние десять лет рак шейки матки значительно помолодел. Мы наблюдаем большой прирост пациенток младшего и среднего репродуктивного возраста с данным диагнозом. Подобная тенденция связана с тем, что сейчас девочки рано начинают половую жизнь и не применяют методы барьерной контрацепции. Сначала они заболевают дисплазиями, а потом эти дисплазии переходят в рак. Еще в 2008 году немецкий ученый Харальд цур Хаузен получил Нобелевскую премию за открытие взаимосвязи между вирусом папилломы человека (ВПЧ) и развитием рака шейки матки. Что касается такой проблемы, как ВИЧ-инфекция, то у пациенток с данной инфекцией риск заболеть раком шейки матки в шесть раз выше, чем в целом в популяции.
– Какие онкогинекологические заболевания входят в ТОП-3?
– Рак тела матки, рак шейки матки, рак яичников. Именно рак яичников является самой большой проблемой в онкогинекологии: 65–80% пациенток приходят уже на III–IV стадии, а частота рецидивов этой опухоли составляет 70%. Это «молчащее» заболевание, и пациентки начинают его чувствовать, когда начинает увеличиваться в объеме живот, накапливается жидкость (асцит) – это уже говорит о распространенной стадии опухолевого процесса. К сожалению, излечить рак яичников в абсолютном большинстве случаев невозможно, но можно его контролировать, продлить безрецидивный период. При этом пациентки в большинстве случаев переживают пятилетний период. Проблема в том, что если пациентка не погибает от какого-либо конкурирующего заболевания, то, скорее всего, ее настигнет рецидив рака яичников, и она погибнет от рака. Тем не менее рак яичников хорошо реагирует на современные химиотерапевтические препараты нового поколения и относится к так называемым химиочувствительным опухолям.
Что касается заболеваемости раком эндометрия, то это пациентки особого рода: они имеют сопутствующую эндокринную патологию, страдают триадой: сахарный диабет, артериальная гипертензия, ожирение. И у них высок риск заболеть раком эндометрия в молодом возрасте.
– В среднем какова ремиссия у пациенток с онкогинекологией?
– В онкологии выживаемость измеряется числом пациенток, пережившим пятилетний срок после проведенного лечения. У пациенток с I стадией рака шейки матки пятилетняя выживаемость составляет 65–90%, II – 60–75%, III стадией – 30–50%, IV стадией – менее 20%. Рак тела матки – опухоль с благоприятным течением, и в большинстве случаев мы видим ее у пациенток на I стадии; у них пятилетняя выживаемость составляет 96%. Если рак тела матки распространяется в регионарные лимфатические узлы и соседние органы, то выживаемость – 70%, если имеются отдаленные метастазы, то – 18%.
– С чем, на Ваш взгляд, связано позднее обращение к гинекологу?
– Сегодня, когда сложно говорить о недоступности медицинской помощи, включая гинекологию и онкогинекологию, могу связать это только с высоким ритмом жизни и нехваткой времени у современных социально активных женщин.
– Применяются ли в Клиническом центре Сеченовского Университета инновационные методы лечения онкогинекологических заболеваний?
– Мы владеем практически всеми способами современных хирургических вмешательств. Проводим операции лапароскопическим, лапаротомным, трансвагинальным доступом, используем роботохирургию. В нашем арсенале есть весь спектр оборудования и хирургического опыта, чтобы предлагать пациенткам от ультраконсервативных операций с сохранением репродуктивной и гормональной функций до обширных комбинированных хирургических вмешательств при распространенных опухолевых процессах.
Безусловно, мы применяем междисциплинарный подход. Еженедельно у нас проходят онкоконсилиумы, на которых командой из онкологов – хирургов, химиотерапевтов и радиологов, мы обсуждаем каждого онкологического пациента нашего центра, составляем индивидуальный план лечения, исходя из действующих клинических рекомендаций по лечению онкологических заболеваний.
Наш опыт позволяет нам не только сохранить здоровье пациенту, но и сохранять репродуктивную функцию, обеспечить надежное качество жизни.
– При каких стадиях распространения ЗНО есть шанс сохранить репродуктивную функцию?
– При раке тела матки начальной стадии возможно сохранить репродуктивную функцию. Мы лечим подобных пациенток с применением гормонотерапии на протяжении года и даем возможность далее забеременеть самостоятельно, либо с помощью методик ВРТ. Есть возможность получить и сохранить яйцеклетки перед началом химиотерапии для реализации репродуктивной функции в дальнейшем после излечения. Также женщина сможет реализовать свою репродуктивную функцию и при пограничных опухолях. Но не стоит забывать, что, несмотря на развитие медицины, это связано с риском рецидива и возможно только под тщательным контролем врача-онколога. Только после оценки всех «за» и «против» с лечащим врачом можно принимать такое решение.
– Какие факторы влияют на развитие ЗНО женской половой сферы? Что необходимо делать, чтобы предотвратить худший сценарий?
– Безусловно, если у женщины есть «семейный» рак или она является носителем гена, который провоцирует рак молочной железы и яичников, то риск развития ЗНО репродуктивной системы довольно высок. Поэтому при поступлении у пациенток мы всегда собираем тщательный анамнез. Молодых женщин, заболевших раком в молодом возрасте, обязательно направляем на генетическое исследование для выявления мутаций.
Рак эндометрия развивается у женщин при совокупности ряда факторов: малоподвижный образ жизни, питание с высоким содержанием углеводов и жиров, а вследствие этого ожирение и артериальная гипертензия. Дело в том, что у таких пациенток жировая ткань формирует депо эстрогенов, и на фоне их избытка возникают нарушения в гормональной системе, и, как следствие, гормонозависимые опухоли.
Основная профилактика рака шейки матки – это вакцинация против ВПЧ, включая мальчиков, так как никто не отменял аногенитальные кондиломы, рак полового члена и ряд других заболеваний, этиологическим фактором которых является ВПЧ. В этом случае важную роль играет уровень осведомленности родителей и их ответственность за здоровое будущее своего ребенка.
В заключение всех хочу призвать к ежегодному посещению гинеколога, необходимости пройти минимальную диагностику: онкоцитологию, ВПЧ-диагностику, УЗИ органов малого таза. Ведь чем раньше будет обнаружено заболевание, тем больше шансов на его успешное излечение. Не дожидайтесь симптомов, идите к врачу, и Вы проживете долгую и здоровую жизнь!
Беседовала Анжелика Орлова