Нового выпускника нельзя готовить «по старым лекалам»: ректор Сеченовского Университета предложил привести медицинское образование в стране к единому стандарту
7 мая 2024
 Нового выпускника нельзя готовить «по старым лекалам»: ректор Сеченовского Университета предложил привести медицинское образование в стране к единому стандарту

Ректор Первого МГМУ призвал реформировать подход к медицинскому образованию и привести его к общему знаменателю — и в вузах Минобрнауки, и вузах Минздрава, а для этого наделить Министерство здравоохранения особыми полномочиями. Студент, который переводится из одного города в другой, например с Дальнего Востока в Москву, не должен досдавать десятки предметов, считает Петр Глыбочко. Кроме того, нужно сделать все, чтобы лучшие преподаватели оставались в университете.

В Фундаментальной библиотеке МГУ состоялось расширенное заседание президиума Российского союза ректоров, на которое собрались руководители ведущих отечественных университетов. Оно проходило под председательством президента Российского союза ректоров, ректора МГУ Виктора Садовничего. Главной темой мероприятия стала подготовка медицинских кадров.

«Необходим четкий, понятный алгоритм, который позволит оценить качество образования на медицинских факультетах», — подчеркнул в своем приветственном слове председатель Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. Речь идет о проблеме, на которую недавно обратил внимание председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. Он отметил, что об открытии медицинских факультетов в вузах принимает решение Минобрнауки, а за качество здравоохранения в них отвечает Минздрав.

Этой же ключевой теме было посвящено выступление ректора Сеченовского Университета академика РАН Петра Глыбочко — он призвал переосмыслить роль вузов, готовящих медицинские кадры. На сегодня 46 из 163 находятся в ведении Минздрава, 117 — открыты как медицинские факультеты и подведомственны Минобрнауки. По словам ректора, на фоне внедрения инноваций, цифровизации и информатизации, когда запускаются сетевые университеты и идет обучение на стыке наук, «нельзя готовить выпускника по старым лекалам».

«Для себя мы определили, что качество медицинского образования складывается из качества подготовки выпускника и качества условий реализации, — подчеркнул Петр Глыбочко. — Часто новые медицинские факультеты не имеют ни научной школы, ни опытного профессорско-преподавательского состава, ни специализированно оснащенных анатомических залов, ни собственной клинической базы, что может негативно сказаться на подготовке будущих врачей»

Петр Глыбочко считает, что Минздрав должен сформировать в стране единый стандарт качества медицинского образования — с таким предложением выступили Совет ректоров медицинских фармацевтических высших учебных заведений и Координационный совет по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», председателем которых ректор является. 

На сегодня Координационный совет вместе с федеральными учебно-методическими объединениями (ФУМО) уже разработал единые требования к образовательным программам вузов Минздрава. Ректор предложил использовать единые подходы и наделить Координационный совет полномочиями, чтобы он смог разрабатывать типовые образовательные программы высшего образования по медицинским и фармацевтическим специальностям. Кроме того, ректор призвал действовать в интересах студентов.

«Все университеты и факультеты должны готовить студентов по понятным образовательным программам. Мы с чем сегодня сталкиваемся: если студент переводится из одного университета в другой, то для того, чтобы он мог учиться на этом же курсе, ему нужно досдавать десятки предметов. То есть переехать с Дальнего Востока в Москву и просто перевестись на тот же факультет студент не может — ему надо многое досдавать, и мы вынуждены таких ребят принимать на курс ниже. Коллеги, это неправильно. Это ущемляет интересы студента, нам с вами это надо менять», — подчеркнул Петр Глыбочко. 

Он предлагает возложить аудит образовательных программ на профессиональное сообщество «Медицинская Лига России», которое создавалось именно для этого. А для оценки компетенций и повышения квалификации преподавательского состава должны быть созданы центры (приоритетно в федеральных округах).

«Мы видим, что молодые не очень охотно идут в систему здравоохранения, потому что сегодня заработная плата преподавателя университета ниже, чем у врача первичного звена. И естественно, лучшие не остаются, уходят. Поэтому считаю, что преподавателям необходимо дать возможность учиться, получать свою квалификацию, также им необходимо хорошо платить, чтобы лучшие оставались в университетах», — считает ректор.

Еще одно предложение — законодательно пересмотреть предоставление лицензий для организации ДПО, чтобы переподготовку могли проводить только вузы, имеющие лицензию, сильный профессорско-преподавательский состав и достаточную материально-техническую базу.

Для решения этих задач помимо объединений ФУМО в рамках Координационного совета Петр Глыбочко считает обязательным вступление всех руководителей медфакультетов и институтов университетов Минобрнауки в состав Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов РФ. Именно в этом коллегиальном органе с участием Минздрава России сегодня формируется стратегия развития системы подготовки медицинских кадров.

«Обеспечивая качество медицинского образования, мы делаем вклад не только в здоровье населения страны и развитие отрасли здравоохранения, но и в развитие нашей страны в целом», — подытожил ректор.

С нехваткой медицинских кадров — когда студенты уезжают учиться в более крупный город и на родину не возвращаются — столкнулась заместитель губернатора Липецкой области Ольга Белоглазова. Руководители Балтийского, Елецкого, Мордовского, Санкт-Петербургского, Севастопольского университетов, РУДН, МИФИ, МГУ поделились, как идет подготовка кадров для медицины будущего, обсудили рейтинги, симуляционное обучение, поддержку целевиков, подготовку кадров для компаний и многое другое.

Как отметил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, качество медицинского образования в стране можно повысить только сообща — совместными усилиями двух министерств. 

«Становление российской системы высшего медицинского образования уже почти век идет двумя параллельными путями — с одной стороны, развиваются медицинские вузы в сфере Минздрава, а с другой — восстановилась традиция медицинского образования в классических многопрофильных университетах… В 1960 году медицинский факультет был создан в Петрозаводском университете, в 66-м — в Кабардино-Балкарском, в 67-м — в Мордовском. Новая волна создания медицинских факультетов в классических университетах началась в 90-е годы, — напомнил министр. — То есть это историческая традиция, и это еще раз подтверждает, что две системы «обречены» на более тесное сосуществование».

Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, в свою очередь, рассказал о стандартизации в работе медорганизаций и призвал не забывать о практико-ориентированности при подготовке по программам специалитета и ординатуры. «Вуз должен находиться там, где у студента будет возможность пройти подготовку в онкологии, наркологии, дерматовенерологии, кардиологии, психиатрии, эти учреждения должны быть такого уровня, который обеспечит студентам и технологии, и позволит увидеть пациентов. У нас сегодня существует принцип “Знаю — значит могу сделать”», — подчеркнул министр. Также он напомнил ключевую задачу системы здравоохранения — увеличить к 2030 году продолжительность жизни россиян до 78 лет. 

По итогам расширенного заседания президиума Российского союза ректоров будет составлен документ, куда войдут все предложения, он будет разослан всем участникам.

Фотоотчёт