«Неделю медицинского образования – 2024» открыл на ВДНХ Сеченовский Университет
«Неделю медицинского образования – 2024» открыл на ВДНХ Сеченовский Университет

XV Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования – 2024» стартовала на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. Открыли масштабное мероприятие министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко и ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко. Впереди — три дня активной работы образовательных и коммуникационных площадок, подведение итогов года и обсуждение планов, дискуссии о настоящем и будущем высшей медицинской школы.

«Неделя медицинского образования» традиционно, как и 15 лет подряд, объединяет экспертов мирового уровня, профессионалов и организаторов здравоохранения, специалистов в сфере медицинского образования и смежных отраслей. Среди организаторов события — Первый МГМУ и Ассоциация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений».

В рамках торжественного открытия состоялось пленарное заседание «Медицинское образование 2.0: новые стандарты качества». Гостей «Недели медицинского образования» поприветствовал министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко.

«Каждый год на этой площадке у нас появляется возможность обсудить приоритетные задачи на ближайшее будущее, оценить образовательный вектор по подготовке квалифицированных сотрудников для отрасли. Это самый дорогой и сложно воспроизводимый ресурс — кадры для здравоохранения. Мир меняется стремительно, и нам неприемлемо отставать от этих гигантских скоростей. Мы должны быть безусловными лидерами в медицинском образовании. Системно внедрять индивидуализацию образования, модернизировать научные и преподавательские кадры, развивать аспирантуру — чтобы молодые ученые активно вели научную работу, понимали ее значимость для страны. Кроме того, наша задача — привлекать специалистов в государственную систему здравоохранения, в том числе за счет достойных зарплат. Талантливым врачам должно быть интересно и выгодно работать в государственных поликлиниках, больницах. Медицинское образование — та быстро плывущая рыба, которой нужно постоянно двигаться, чтобы жить. Чтобы быть в тонусе, высшая медицинская школа должна непрестанно развиваться. Наша цель — воспитывать такого специалиста здравоохранения, который способен получать новые знания, умеет анализировать, самостоятельно осваивать навыки, адаптироваться к меняющемуся миру», — сказал Михаил Мурашко в своем выступлении.

Ректор Сеченовского Университета академик РАН Петр Глыбочко отметил, что Неделя медобразования, которая началась 8 апреля и торжественно открылась 9-го, «посвящена новейшим подходам, которые завтра — точнее, уже сегодня — должны внедряться в образовательный процесс в медицинских университетах».

«Перед университетами нашей страны Президент России поставил ответственную задачу — достижение технологического суверенитета, — отметил Петр Глыбочко. — Реализуя ее, Сеченовский Университет готовит не только классического врача-лечебника, но и врача-исследователя. Это специалист, который будет заниматься передовыми научными направлениями, внедрять инновационные подходы, создавать новые лекарственные препараты, медицинские изделия и оборудование. Активно меняются программы по подготовке обучающихся. Уже в университете студент может быть полноценным исследователем, формирует навыки проектной деятельности, осваивает азы предпринимательства. Сегодня более 250 студентов Первого МГМУ одновременно с учебой трудоустроены на должности «стажера-исследователя». Успешно работают индивидуальные образовательные треки «ординатура-аспирантура» и «магистратура-аспирантура».

Ректор отметил, что Сеченовский Университет вышел на междисциплинарный уровень, готовит кросс-функциональных специалистов: «Медицинский инженер — одна из профессий на стыке специальностей — технической и врачебной. Мы ведем эту программу подготовки с 2023 года совместно с МГТУ имени Баумана».

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Людмила Летникова подчеркнула, что современная жизнь ставит перед медицинским образованием новые задачи: «Непрерывное образование, проектная направленность, цифровая грамотность, интеграция научных знаний в практику — это лишь немногие из первостепенных задач в сфере медицинского образования. Мы здесь, чтобы обменяться знаниями и получить новые».

Научным трендам в медицинском образовании посвятил свой доклад Михаил Пирадов, вице-президент Российской академии наук, академик РАН, д.м.н., профессор. «Совместная работа медицины и образования — один из основных трендов ускоренного развития российского общества. Наука в медвузах динамично развивается — идет научный поиск новых методов диагностики и лечения, трансформация этих знаний в практику здравоохранения. Научные знания помогают врачам работать более эффективно. Занимаясь наукой, будущие медики развивают у себя критическое мышление, осваивают доказательный подход в медицине. Ключевые направления развития медицинской науки лежат в области заболеваний сердца и мозга, онкологических, аутоиммунных, вирусных заболеваний, активного долголетия, ядерной и превентивной медицины», — подчеркнул он.

Президент Российской академии образования, д.и.н., профессор Ольга Васильева отметила, что бурный рост отрасли здравоохранения требует инновационных решений, в том числе в подготовке врачей. «В эпоху перемен и глобальной цифровизации мы должны смотреть в ближайшее и далекое будущее. Медицинские вузы формируют уникальные образовательные траектории, ищут баланс между теорией и практикой, наставничеством и самостоятельной работой студентов. Наш давний друг и партнер Сеченовский Университет преподает обучающимся смежные специальности — к примеру, в сфере биомедицины и инновационных технологий. Это часть большого процесса модернизации системы образования. Мы начинаем готовить будущих врачей еще со школы, помогаем им делать правильный выбор, готовим к поступлению в вузы, помогаем в учебе и профессиональном становлении. Так, с коллегами из Первого МГМУ мы создали уникальную модель Предуниверсария. Только в 2021 году 97% его выпускников успешно поступили в медицинские вузы, многие из них стали призерами Всероссийских олимпиад школьников. Мы будем тиражировать этот опыт в регионы», — сказала она.

Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты, д.м.н., профессор Леонид Рошаль подключился к заседанию онлайн. Он отметил, что те, кто собрался на конференции сегодня, — локомотив отечественного медицинского образования. «Российский народ хочет приходить к квалифицированным врачам, которые ставят верные диагнозы и умеют эффективно лечить. Основа для этого — образование. Мы решаем проблемы, которые существуют в этой сфере, — финансовые, научные, педагогические. И стремительно развиваемся — повышаем зарплаты педагогам, помогаем им сохранять здоровье, повышаем их квалификацию», — сказал он.

«Все мы — из одной большой семьи преподавателей, — отметил в своем выступлении председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, хирург, выпускник Сеченовского Университе Бадма Башанкаев. — Имею честь представлять свою академическую семью в Государственной Думе, участвовать в принятии законопроектов, которые развивают медицинское образование. Комитет по охране здоровья открыт для ваших предложений. Так, сейчас мы плотно подошли к урегулированию вопросов постдипломного образования».

В завершение церемонии открытия Михаил Мурашко и Петр Глыбочко наградили лауреатов Ежегодной премии в сфере медицинского образования России. Премию вручает Координационный совет по области образования «Здравоохранение и медицинские науки».

Организаторы XV Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2024»: Минздрав РФ, Координационный совет по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», Ассоциация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», «Медицинская Лига России», Сеченовский Университет Минздрава России.