аккредитация1.jpg

В рамках XI Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2020» прошел симпозиум «Первичная специализированная аккредитация специалистов – обеспечение качества профессиональной деятельности в сфере здравоохранения». Открывая симпозиум, заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова отметила, что к 2020 году сформировалась «понятная и очень прозрачная система».

Аккредитация – форма допуска к профессиональной деятельности – к 2024 году должна быть у каждого работника отрасли. «Особенность этого года в том, что в связи с пандемией коронавирусной инфекции до сегодняшнего дня мы полностью к системе аккредитации не подошли: в апреле был объявлен мораторий на получение свидетельств об аккредитации, – отметила заместитель министра. – Мораторий снят 29 сентября: по инициативе Национальной медицинской палаты Минздравом России принята консолидированная позиция о пересмотре подходов к проведению допуска к профессиональной деятельности в 2020 году». Особенности проведения аккредитации определены Минздравом России (приказы от 24 августа 2020 года № 890н и № 891н). Предусмотрена возможность дистанционного проведения тестирования и заседания аккредитационной комиссии, перенос срока аккредитации на другой день, подача документов по электронной почте.

Говоря о развитии системы аккредитации специалистов здравоохранения, Татьяна Семенова уверенно заявила, что «вызовы, которые мы успешно принимаем, ставят новые задачи». Развитие системы аккредитации прочно связано с цифровизацией и уходом от бумажного документооборота. Заместитель министра представила проект нового Положения об аккредитации специалистов, которое придет на смену действующему положению, принятому в 2016 году и рассказала о формировании и оценке портфолио, проведении периодической аттестации с помощью портала непрерывного медицинского образования edu.rosminzdrav.ru. «На сентябрь 2020 года более 70% медработников (более 92% всех врачей), работающих в настоящее время, по данным Федерального регистра медицинских работников, имеют освоенные образовательные элементы на портале edu.rosminzdrav.ru», – сообщила Татьяна Семенова. Заместитель министра отметила активную позицию Национальной медицинской палаты, возглавляемой Леонидом Рошалем и успешную работу Методического центра аккредитации специалистов Сеченовского Университета под руководством Жанны Сизовой.

Жанна Сизова – модератор симпозиума, выступила с докладом «Первичная специализированная аккредитация специалистов здравоохранения: основные направления научно-методической работы по совершенствованию оценочного инструментария», представив этапы развития аккредитации с 2016 по 2020 год и основные направления развития. На симпозиуме обсудили инструменты оценки практических навыков, в том числе объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), научно-методическое и организационное обеспечение оценки навыков общения с пациентами при первичной специализированной аккредитации, формирование банка оценочных средств, ситуационные задачи, перспективы развития аккредитации.

На круглом столе «Образовательные траектории для развития исследовательских компетенций в медицине и биомедицине» модератором выступил проректор по научной работе и общественным связям Сеченовского Университета Денис Бутнару. В своем докладе «Методология научной деятельности и цифровые инструменты» он представил динамику развития научной составляющей Сеченовского Университета за последние 15 лет и продемонстрирован рост количества публикаций от 400 в 2006 году до более 2 900 в 2019 году (статьи в журналах Scopus). «Следующий этап развития Университета – это выход на международное пространство с поднятием позиций в международном рейтинге. Для этого нам нужны не только публикации в научных журналах международного уровня, но и публикации с высокой цитируемостью», - объяснил Денис Бутнару.

Для этих целей создан образовательный ресурсный блок, состоящий из нескольких институтов, суть которого – формирование программ развития исследовательских компетенций у обучающихся и молодых ученых. В качестве примера можно привести годичный курс по биомедицинской статистике и дизайну клинических исследований (на английском языке). Молодые ученые Университета, которые прошли курс до конца (а таких было 23 человека) освоили методологию медицинских исследований мирового уровня. Данный опыт планируется масштабировать и на другие клинические кафедры Университета.

С докладом «Практические навыки и студенческие проекты в области Биомедицины: опыт развития в Сеченовском Биомедицинском клубе» выступил директор Научно-технологического парка биомедицины Сеченовского Университета Пётр Тимашёв. Он рассказал о текущем векторе развития данного направления. «Главная наша задача, чтобы студенты были заинтересованы в расширении своих компетенций. И чтобы у каждого был свой небольшой проект по их развитию», - отметил Пётр Тимашёв.

О создании баз данных и интеграции в международные консорциумы на примере когорты StopCOVID в своём докладе рассказал аллерголог-иммунолог, доцент Сеченовского Университета и Имперского колледжа Лондона Даниил Мунблит. В частности, затрагивались вопросы повышения эффективности и актуальности существующих ресурсов. Заместитель директора Института цифровой медицины Сеченовского Университета Эдуард Фартушный представил аудитории свой доклад на тему «Интеллектуальная обработка биомедицинских текстов в задачах разработки клинических рекомендаций доказательной медицины».

Доцент кафедры социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Высшей школы управления здоровьем Ирина Косаговская выступила с исследованием на тему «Проектный подход к реализации обучения доказательной медицине и оценке технологий здравоохранения в аспирантуре». В нём она представила различные подходы к организации образовательного процесса. В частности, речь шла о необходимости повышать мотивацию учащихся аспирантуры, задействовать проблемно-ориентированный подход и не оставлять без внимания необходимость критического подхода в области доказательной медицины. С докладами на круглом столе также выступили представители МГМСУ им. А.И. Евдокимова, Российского университета дружбы народов МГУ им. В.М. Ломоносова и другие.

Круглый стол «Цифровизация и независимая оценка качества» собрал представителей медицинских вузов со всей страны, отвечающих за процессы цифровой трансформации в своих университетах. Открыл мероприятие Олег Голиков, директор Департамента цифровой трансформации Сеченовского Университета. В своем выступлении он отметил, что онлайн-обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса в связи с пандемией коронавируса, и процесс цифровизации вузов, который начался в прошлом году, позволил оперативно и качественно внедрить и освоить новый формат. Участникам встречи он представил модель цифрового Сеченовского Университета, состоящую как из базовых направлений, так и прорывных решений. Ключевые элементы модели включают «Систему управления на основе данных», которая представляет единое интегрированное информационное пространство с системой доступа через личный кабинет. Также в них входят «Цифровые образовательные технологии» с использованием системы управления обучением, «Индивидуальные образовательные траектории» и «Компетенции цифровой экономики», отвечающие запросам времени.

В качестве примера прорывных решений была представлена «Сеченовская Киберклиника». «Сегодня медицинскому образованию уделяется огромное внимание как со стороны потенциальных работодателей, так и государства. Реализация новых цифровых решений позволит поднять онлайн-образование на качественно новый уровень и тиражировать этот опыт по всем регионам. При этом мы сможем выступать консультантами, оказывая методическую, организационную и техническую поддержку в вопросах трансформации вузов», – отметил Олег Голиков в своем выступлении.

Директор Центра медицинских информационных систем и технологий Сеченовского Университета Андрей Ветлужский презентовал эффективные инструменты оценки качества электронных обучающих материалов. Он сообщил, что перед Ассоциацией развития электронного медицинского образования, созданной на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова в 2019 году, в связи с процессом цифровизации стоят актуальные задачи. «Нам необходимо заложить критерии для дальнейшего формирования нормативной базы. Никто не готов сказать, как нам нужно оценивать материалы, поэтому перед нами стоит задача - сформулировать подходы, которые устроят всех представителей отрасли», – резюмировал он. Участники круглого стола поделились своим опытом и внесли конструктивные предложения, отметив, несмотря на ряд проблем, медицинские вузы успешно освоили подготовку кадров в онлайн-формате.
про COVID-19