Научный проект ученицы Сеченовского Предуниверсария победил на конференции
10 марта 2023
 Научный проект ученицы Сеченовского Предуниверсария победил на конференции

«Школьные Харитоновские чтения» — межрегиональная научная конференция старшеклассников в рамках олимпиады «Будущие исследователи — будущее науки» для школьников старших классов, которые занимаются научными исследованиями. Ученица Сеченовского Предуниверсария представила на конкурс проект по изучению влияния веществ на микроорганизмы, устойчивых к воздействию антимикробных препаратов, которые затрудняют лечение заболеваний.

В этом году чтения собрали более 200 участников со всей страны, которые представили свои проекты в секциях по математике, физике, информатике, химии, биологии, русскому языку, литературоведению, истории и обществознанию. Защита проектов проходила перед экспертным жюри, среди которых были психофизиолог, д. б. н., профессор Александр Каплан и заслуженный деятель науки РФ, д. б. н., д. филол. н., член-корреспондент РАН Татьяна Черниговская

Мария Кваша, ученица 11 класса Медицинского Сеченовского Предуниверсария, стала победителем в секции «Биология» с проектом «Влияние веществ, ингибирующих образование биопленок кишечной палочкой, на микробиом кишечника личинки Galleria mellonella (большой восковой моли)». 

Биопленки — это структуры, устойчивые к воздействию антимикробных препаратов и иммунных клеток. Наличие их в организме человека затрудняет лечение болезней. Такие соединения, как D-манноза (углевод) и D-глюкуронат (гексуроновая кислота) способны подавлять образование биопленок кишечной палочкой. Мария Кваша проанализировала, как данная комбинация влияет на состав микробиома кишечника личинок Большой восковой моли (микробиом кишечника личинки является модельным объектом для изучения  микробиоты кишечника человека). Исследования проводились на базе лабораторий Сеченовского Университета и Предуниверсария, а также Сколтеха.

В ходе исследований ученица выявила, что комбинация D-маннозы и D-глюкуроната может входить в состав препаратов, которые регулируют соотношение и количество бактерий внутри микробиоты кишечника человека при лечении заболеваний. 

«Было невероятно волнительно выступать перед ведущими учеными страны, учитывая, что в моей секции в состав жюри входили Татьяна Черниговская и Александр Каплан! Однако я довольна тем, что мне выпал такой шанс, и защита проекта прошла успешно. Дух исследователя зародился во мне в стенах Сеченовского Предуниверсария. Я счастлива, что однажды поступила сюда и провела старшие классы, занимаясь наукой», — поделилась Мария Кваша.

Исследование школьницы началось еще в 10 классе на занятиях по предмету «Учебно-исследовательский проект», тогда в основу проекта легло исследование свойств экстракта личинок большой восковой моли и создание мази на его основе, в 11 классе исследование приобрело качественно новую форму, и потребовалось экспериментальную часть провести в  лаборатории молекулярной генетики.

«Основную часть экспериментов, необходимых для проекта,  Мария Кваша проводила в наших лабораториях, — отмечает директор Медицинского Сеченовского Предуниверсария Наталья Бирюкова. — Сегодня Сеченовский Университет трансформируется в медицинский исследовательский университет мирового уровня. Он выбрал курс на передовые научные разработки и открытия. Предуниверсарий как первое звено в образовательной системе Университета занимается подготовкой будущих студентов и активно вовлекает их в научные проекты еще со школьной скамьи. Так, для этого в Предуниверсарии создана учебная лаборатория «Наномедицина», которая оснащена самым современным инженерным и IT обучающим оборудованием».

Сеченовский Университет является драйвером инноваций, обеспечивающим рост кадрового потенциала и технологическую независимость страны. Образовательная и молодежная программы Первого МГМУ направляют обучающихся в большие проекты буквально с первых курсов. Так, для этого в Университете создана цифровая платформа «Молодой исследователь и предприниматель Сеченовского Университета» (SYSE) — уникальная собственная разработка Университета. В ней студенты могут найти научных руководителей и интересные им исследования.