На кафедре челюстно-лицевой хирургии Сеченовского Университета разработали инновационный эндопротез суставной ямки височно-нижнечелюстного сустава с антидислокационным элементом
 На кафедре челюстно-лицевой хирургии Сеченовского Университета разработали инновационный эндопротез суставной ямки височно-нижнечелюстного сустава с антидислокационным элементом

Челюстно-лицевые хирурги Первого МГМУ им. И. М. Сеченова в рамках инновационной научной школы «Улучшение качества жизни пациента путем имплементации инновационных имплантационных технологий в хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» разработали первый в России эндопротез суставной ямки височно-нижнечелюстного сустава с антидислокационным элементом.

Методология лечения пациентов с поражением ВНЧС включает в себя как компьютерное 3D-планирование операции, так и моделирование непосредственно эндопротеза ВНЧС. Она позволяет с идеальной точностью перенести все запланированное в реальность при проведении непосредственно оперативного лечения.

Эндопротез височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) стандартно состоит из двух компонентов: протеза суставной ямки и протеза мыщелкового отростка. Компонент суставной ямки или воспринимающий компонент изготавливают из сверхвысокомолекулярного полиэтилена высокой плотности (хирулен) или полиэфирэфиркетона (РЕЕК), а компонент мыщелкового отростка – из сплава медицинского титана.

Тотальное эндопротезирование показано пациентам с посттравматическими деформациями мыщелкового отростка нижней челюсти, вторичным деформирующим артрозом в стадии декомпенсации, анкилозом (тугоподвижностью) ВНЧС, а также некоторыми доброкачественными новообразованиями нижней челюсти (с распространением на суставные структуры).

Челюстно-лицевые хирурги Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, работая со стандартным типом воспринимающего компонента, столкнулись с такими осложнениями, как дислокация мыщелкового компонента в окружающие ткани. Это послужило причиной для усовершенствования конструкции.

Разработка проводилась совместно с инженерами индустриального партнера и заняла около полугода с учетом внутренних тестов. «В ходе разработки мы изменили контур компонента суставной ямки эндопротеза, сделав его полуоткрытым, – комментирует член-корреспондент РАН Сергей Иванов, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии им. академика Н. Н. Бажанова, директор Клиники челюстно-лицевой хирургии Сеченовского Университета. – Такая конструкция позволяет восстановить полный объем движений без риска дислокации мыщелкового компонента эндопротеза. Изготавливается он, как и серийный аналог, из сверхвысокомолекулярного полиэтилена высокой плотности или полиэфирэфиркетона».

Одним из главных отличий инновационного эндопротеза является то, что он изготавливается под индивидуальную анатомию каждого пациента на этапе предварительного планирования. Сроки изготовления подобной конструкции, как правило, составляют до недели.

По мнению Сергея Иванова, любая отечественная разработка в период активного импортозамещения требует масштабного тиражирования. Особенно в тех условиях, когда предыдущая версия эндопротеза значительно устарела и давно требует модернизации. «На нашей кафедре в рамках диссертационнных исследований доказана высокая эффективность инновационного эндопротеза. Мы хотим дать возможность нашим коллегам из других регионов применять разработанный тип с целью повышения качества лечения пациентов и безопасности медицинских услуг», – подчеркнул Сергей Иванов.

Инновационная научная школа «Улучшение качества жизни пациента путем имплементации инновационных имплантационных технологий в хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» реализуется в рамках программы развития Сеченовского Университета на 2021–2030 годы и стратегического проекта «Сеть развития лучших практик в медицине, науке и образовании».